
«Мои дорогие читатели, наверное, многие из вас читали или просто знаете название бессмертного произведения Виктора Гюго. Речь идет о знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери». Итак, осенью 2015 года новой эры я вместе с другими туристами предпринял грандиозное путешествие через центральную Европу, венцом которого стало знакомство со столицей Франции. Ах, Париж, Париж, мечта многих путешественников, место встреч богемы, влюбленных пар и прочей романтики! Но на деле все оказалось более прозаичным и тривиальным.
Прибыл я в Париж накануне дня моего рождения. Погода стояла по преимуществу теплая, но неустойчивая, с дождями и ветром. После экскурсии всем дали немного свободного времени, и каждый из нас стал открывать для себя в Париже что-то свое, особенное.
Но не упомянуть Нотр-Дам де Пари, говоря о французской столице, почти невозможно. Ведь многие гости начинают знакомство с городом именно с острова Сите (Ile de la Cite’), где собор и находится. Это очень красивое и импозантное здание, которое пережило многие перипетии общественной жизни парижан. А начиналось все более-менее идиллически.
Здесь на месте рыбацкого поселка Лютеция на реке Секвана (Sequana) галльское племя паризиев основало первые улочки будущей столицы Франции. Позже сюда пришли во главе с Юлием Цезарем завоеватели-римляне.
В 52 году до новой эры здесь была основана провинция Лугдунская Галлия (Gallia Lugdunensis). Потом на маленькое поселение с огнем и мечом обрушивались другие авантюристы: гунны, викинги и прочие племена, ведь в Раннее Средневековье было весьма неспокойно.
Походить по острову среди зелени, подальше от шумных парижских улиц, обозревая вокруг себя реку Сену – одно удовольствие. Здесь на тебя набегает немного умиротворенное настроение. И такое смиренное настроение еще усиливается, если подойти к знаменитому собору и обойти его вокруг, а потом, конечно, зайти внутрь.
Здание собора было построено на руинах языческого храма Юпитера, которого очень чтили древние римляне. Это красивое и уютное место еще со времен галльских друидов считалось сакральным, поэтому неудивительно, что после падения Римской империи варварские племена, принявшие христианство, принялись строить здесь церкви, посвященные новой идеологии и вере.
В 1163 году по плану ученого Мориса де Сюлли в присутствии короля Людовика VII и папы Римского Александра III была заложена основа знаменитого здания. Но строительство столь грандиозного по тем временам сооружения растянулось на много лет.
Фасад, “лицо” собора как бы разделен на четыре яруса: огромные порталы, мозаичные окна, башни с колокольнями и изящные галереи, причем каждый ярус раздается по длине, а фасад в целом показывает стремление вверх, к шпилям и небу, к Богу. Не зря этот архитектурный стиля называется “пламенеющая готика”. Поверьте, это очень красиво!
И добавьте ко всему этому выразительные фигуры странных чудовищ, химер, грифонов и строгие застывшие позы святых и королей по всему периметру фасада, внизу и на высоте.
Здание разделено на 5 нефов, то есть “кораблей” (архитектурных элементов), средний выше и шире остальных. Высота около 35 метров. А сам собор являет собой, если смотреть на него сверху, подобие христианского распятия. Увы, у парижан не было значительных средств и они не располагали огромным числом строителей, поэтому собор строился веками. Следовательно, разные детали здания имели различную прочность.
Это в конечном итоге и определило судьбу главного храма города. Многие его постройки обветшали. В 1845 начались широкомасштабные ремонтные работы под началом знаменитого зодчего Э. Виолле-ле-Дюка.
К сожалению, на этом злоключения собора не закончились. В апреле 2019 года новой эры произошел крупнейший пожар в истории главного храма города. Здание по неизвестной еще причине очень сильно пострадало, и был проведен значительный сбор средств. Но собор все еще в стадии ремонта.
И мне, конечно, повезло, что успел увидеть его до недавнего бедствия. И да, если вы испытываете слабость к кино, то советую посмотреть фильм “Париж, я люблю тебя” (“Paris, je t’aime”).»
Литература: 100 великих чудес света/Автор-составитель Н. А. Ионина. — М.: Вече, 1999.