Собор Святого Марка

, Собор Святого Марка, Danilist

 

   

Венеция! Удивительный город, в который хочется возвращаться снова и снова! Уникальное творение природы и рук человеческих! Когда я впервые в 2012 году новой эры увидел знаменитый город на лагунах, я был поражен. Настолько он не был похож на другие города — словно громадный плавающий корабль со всеми своими зданиями, каналами, мостами! Все как будто восстает из морской глади, даже немногочисленные островки, здания, редкие деревья — как будто все вырастает из воды! Когда я наконец-то сделал высадку из катера (vaporetto – по итал.) на главной остановке, то очутился на площади Святого Марка. Остановка (fermata) – это совсем не остановка автобуса. На самом деле это пристань, окруженная многочисленными столбами для закрепления на стоянке черных, похожих на продолговатые ящики, гондол – этой визитной карточки Венеции. И еще одна визитная карточка города – это собор Святого Марка. Венецию и ее главную площадь часто затапливает морской волной, поэтому осенью 2012 года новой эры мне несказанно повезло, ибо я имел возможность погулять по площадям города и насладиться сказочными видами этого уникального города на Земле. А Венеция действительно предстает перед взорами многочисленных туристов как сказка. А собор или базилика Святого Марка (San Marco) – это отдельная история. Вот я о ней и расскажу вам, дорогие читатели.

Начту с самого святого Марка. Этот христианский подвижник издавна является святым покровителем Венеции. Не зря официальное название города на лагунах звучит именно как “Республика святого Марка”. Но такое название за Венецией было закреплено не сразу. Дело в том, что у города изначально был другой покровитель -святой Феодор из Византии, но положение дел резко изменилось в IX веке. Тогда и было принято на совете решение сменить небесного заступника. И таковым стал латинский святой Марк. А теперь немного о самом святом. Легенда гласит, что когда Марк в первые века новой эры (тогда Венеции как города еще не существовало) во время своей миссионерской деятельности направлялся в Рим из Аквилеи, крупнейшей римской колонии на Адриатике, он попал в бурю и остановился на одном из многочисленных островов. И во сне ему явился ангел. И крылатый херувим изрек ему следующее: “Мир тебе, Марк, евангелист мой. Здесь будет покоиться твое тело.” Первые слова божьего вестника вскоре были вытканы на штандарте города как лозунг для Венецианской республики. Кстати, дома у меня хранится сувенир в виде уменьшенной копии штандарта Венеции с изображением льва – еще одного из символов города.

Вполне очевидно (к тому же мой научный скептицизм не позволяет мне верить в чудеса), что легенда была надумана с целью оправдать похищение мощей святого и возведение его в ранг святых покровителей Венеции. А это знаменательное событие произошло в 828 году новой эры. Дело в том, что святой Марк принял мученическую смерть в Александрии Египетской – крупнейшем центре Римской империи, — где и был похоронен. Хитрые венецианские купцы подкупили хранителей мощей, и те, из-за страха перед возмездием, посоветовали негоциантам из Европы спрятать мощи под свиным салом.
Таким образом европейские гости преодолели сторожевые посты мусульман, которые из-за чувства брезгливости не стали досматривать солонину. После утверждения дожем, правителем Венеции, мощи отныне стали храниться в усыпальнице морской республики, а именно в скромной капелле Дворца Дожей (
Palazzo Ducale). Но пожар от восстания 976 года новой эры погубил здания рядом с дворцом правителей Венеции. И ходила молва, что при этом страшном пожаре исчезли мощи святого Марка. Вскоре венецианцы быстро отстроили новую церковь (978 год новой эры), которая простояла недолго — немногим менее ста лет. Ситуация с собором приняла новый оборот в 1063 году новой эры, когда дож Доменико Контарини решил дать старт закладке самой прекраснейшей из когда-либо существовавших базилик в мире.
И строительство собора приобрело невиданный по тем временам размах и завершилось в 1094 году новой эры, в правление другого дожа. В основных частях собор был закончен, но еще нужно был его освятить, и тут вспомнили, что мощей святого Марка то нет. Тогда власти Венеции объявили о всеобщем молебне по всему городу. Вот тогда-то и произошло знамение. “Когда процессия во главе с дожем медленно двигалась по [новому] собору, у одной из колонн воссиял яркий свет, где-то рассыпалась каменная кладка, и из отверстия показалась рука с золотым кольцом на среднем пальце. И в то же мгновенье по всему собору разлился чудесный аромат. Ни у кого не возникло сомненья, что поистине нашлось тело [Святого] Марка, и все воздали хвалу Богу за столь дивное возвращенье исчезнувшего святого.”

Надо сказать, что сам собор хоть и был завершен в общих чертах, но украшался внешне и изнутри в течение нескольких столетий. Каждое поколение венецианцев обогащало и без того великолепное здание все новыми и новыми элементами декора и пристройками. Например, работы над мозаиками дали старт около 1100 года новой эры, но большую часть произведений искусства собор получил в 1204 году новой эры, после удачного крестового похода и разграбления Константинополя. И вообще, в Венецию на протяжении веков свозилось очень много сокровищ из подвластных земель и торговых маршрутов.

Осенняя погода радует: преимущественно солнечно, не жарко, но и не холодно, хотя временами и дует довольно сильный ветер с соленым запахом моря. Над головой кружатся многочисленные чайки, также многочисленные на площади Святого Марка туристы из разных стран. Кто-то фотографируется на фоне знаменитого собора, кто-то кормит голубей хлебным крошками, ну а некоторые устроились поуютней в летних кафе неподалеку, за газетой и местным кофе. От себя замечу, что расценки здесь сказочные, как и сам город, живущий словно в средневековом прошлом. Не в том смысле, что цены приятные, а наоборот, поражает дороговизна товаров и услуг, в том числе и арендной платы. Согласно статистике, Венеция один самых дорогих в мире городов для туристов. Вот поэтому я и не рискнул оставаться здесь на ночлег. У меня было в распоряжении полдня, чтобы прочувствовать средневековый дух этого неповторимого города и увидеть самые важные памятники истории и культуры.

Итак, взглянем внимательно на внешний облик величественной базилики. По архитектурному стилю он напоминает византийские крестово-купольные храмы, но неправильной формы, с ярко выраженной асимметрией, с элементами декора в духе позднего романского стиля. Строительный материал – обожженный кирпич красного цвета (как и все здания в городе) и природный камень. Мрамора в Северной Италии сильно не хватало, поэтому от дожей поступил наказ: каждому венецианскому капитану привозить из дальних рейсов все ценные породы камня (например, гранита) и самоцветов, а также, конечно мрамор для отделки, то есть все, “что могло украсить собор и содействовать его славе и величию”.
Строители проводили облицовку и инкрустацию, не особо заботясь о симметрии, и в итоге, получилось причудливое произведение искусства, шедевр: ни одна из внешних деталей собора не повторяет другую, и в этом, казалось бы, “творческом беспорядке” мы сначала немного теряем голову. Но стоит присмотреться, и перед нами возникает удивительная гармония, подобную той, что мы видим в природе. Собор имеет три фасада: южный, что выходит на лагуну, является преемником старого входа в базилику.
А с центра площади Святого Марка открывается великолепный вид на центральный фасад, который украшен всеми немыслимыми и многочисленными артефактами. На украшение собора шло все: взятые в качестве военной добычи части античных храмов, византийский церквей, который искусно монтировались, исходя из размера и формы базилики Святого Марка. Здесь и капители разных архитектурных направлений: византийские вариации коринфских ордеров, часто с причудливыми птицами или головами львов. Два четырехугольных столба в южной части притвора привезены из эллинистического города Птолемаиды.

Статуи четырех бронзовых коней, смонтированных на выступе лицевого фасада, были завезены в Венецию из Константинополя, и знатоки приписывают их отливку знаменитому греку Лисиппу еще в эпоху Древнего мира, разумеется. В качестве добычи квадригу изящных коней установили, как украшение экстерьера по приказу знаменитого дожа Энрико Дандоло. Но есть мнение, что снаружи над аркой фасада гарцуют всего лишь копии, а оригинальные творения Лисиппа находятся внутри. Впрочем, многие мозаики в соборе, выполненные в византийском стиле, не являются оригинальными, а копиями с них, что выглядит незаметно для многих туристов, близко не знакомых с искусством. А вот мозаика “Перемещение мощей св. Марка в базилику” (1260-1270) – подлинник. Она расположена над крайней дверью слева. Эту же дверь (одну из пяти дверей фасада) отличают барельефы из песчаника с фигурами апостолов, а также архитрав (архитектурный элемент в виде небольшого свода или перемычки как несомая конструкция) и символами, датирующимися V или XIII веком. Также апостолов в полном составе можно увидеть на северном, самом незаметном фасаде собора. Этот артефакт в виде рельефа VIII века.

И, наконец, переходим к интерьеру собора. Самое интересное место здесь находится почти около задней части величественного здания. Это так называемое Пала д’Оро (Pala dOro), алтарь, где по преданию захоронены останки Святого Марка, хотя скептики считают, что мощи сгорели от пожара 976 года новой эры. Но, как бы то ни было, это самое выдающее произведение искусства эпохи европейского Средневековья, выполненное из золота и серебра и инкрустированное различными драгоценными камнями. Здесь рядом также стоит кафедра – парадное возвышение для инаугурации нового дожа. И стоит обратить внимание на алтарную перегородку (XIV век), которую венчают фигуры Богородицы, самого святого Марка и других евангелистов.

И еще о святом Марке. Здесь также имеется трон, названный в честь этого славного апостола и сделанный в Александрии Египетской. Потом трон подарили одному из дожей в 690 году новой эры.

Очень жаль, что мне не удалось посмотреть интерьер собора, поэтому я обратился к моим письменным источникам, что я укажу в конце моего блога. Если бы у меня в распоряжении было больше времени, то я, конечно, вошел бы внутрь и полюбовался прекрасными мозаиками, статуями. Но надеюсь, что вновь вернусь в этот город-сказку, ведь Венеция – это удивительно сюрреалистический город, который живет по своим необычным правилам и в границах, что дала ему природа: море и острова. Но если внимательно присмотреться и пожить здесь немного дольше обычного, то окажется, что венецианцы все же тоже люди из плоти и крови и также заняты теми же заботами и проблемами, что и мы с вами, дорогие мои читатели. До встречи!

 

 

Литература:

100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.

The national geographic traveler. Италия. Тим Джепсон. – М.: Издательство “Астрель”, 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

admin

, Собор Святого Марка, Danilist 0
Комментарии: 2Публикации: 81Регистрация: 21-05-2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *