Если, по меткому определению Максима Горького, Крым является “музеем под открытым небом”, то Ялта несомненно представляется нам курортной столицей Крыма, причем городом вполне фешенебельным.
В первый раз я посетил Ялту и сделал фото этого памятника на набережной Ленина, что на этом фото, летом 2005 года новой эры. Второй раз я увидел тот же бронзовый памятник “Чехов и дама с собачкой” уже в 2014 году новой эры, в жаркий августовский день. Изменился ли памятник, если изменились для Крыма общественно-исторические условия и его статус? Памятник из бронзы ничуть не изменился, несмотря на перипетии политической жизни полуострова в период “крымской весны” поистине рокового 2014 года новой эры. Думаю, что этот процесс сложный и противоречивый, как и сама непростая история Ялты – поистине жемчужины Крыма. Расскажу, что же представляла собой Ялта во времена писателя Антона Чехова.
Итак, Ялта (Джалита) во времена вхождения Крыма в состав Российской империи была лишь деревушкой. Активное освоение и строительство началось лишь губернаторе Новороссии Михаиле Воронцове. Уже в 1838 году новой эры был образован Ялтинский уезд, и Ялта становится небольшим городом. А в 1843 году новой эры по приказу русского правительства инженеры начертили первый план Ялты.
После разрушительной Крымской войны, а именно в 60-х годах XIX века профессор Сергей Боткин провел исследования и пришел к выводу, что климат Южного берега Крыма целебен и порекомендовал императорской фамилии приобрести здесь дачу (позже царь с семьей обосновался именно рядом с Ялтой, в соседней Ливадии). И тогда действительно начался строительный бум: прокладывались дороги, на берегу моря застраивались дачами участки. Вот именно в то время и заговорили о Ялте как о модном курорте, и город получил неофициальное наименование — “русская Ривьера”. Ялта с этого времени – популярный аристократический курорт. Ялте прошли пять последних лет жизни Антона Чехова (1860 – 1904). Его “Белая дача” ныне – Дом-музей Чехова, одна из главных достопримечательностей города.
Чехов вошел в литературу XIX века писатель-новатор, в основных чертах непохожий на представителей своей профессии. Дело в том, что Антон Павлович не писал большие романы в нескольких томах; ему, наверное, не очень нравилось писать именно в таком стиле. К тому же, Чехов никогда не делился своими сокровенными мыслями со своими читателями. Зато в своих книгах он отличался меткостью мысли и лаконичностью сюжета. Его произведения, хоть и без особого акцента на политико-правовые взгляды автора, тем не менее отличаются злободневностью и актуальностью даже для нас, сегодняшних читателей. И сквозь строки его книг также просматриваются ирония и тонкий юмор.
Манера написания сюжетов и создания героев у Чехова особенная: мало описательных примеров героев, но очень много важных деталей разговора главных персонажей, вещей, что указывают на характер чеховских героев, отношение автора к своим персонажам, но без эмоциональных переживаний, отличных от душевных терзаний Л. Толстого или Ф. Достоевского и других писателей, предшественников “серебряного века” русской культуры.
Но это не значит, что Чехов бесчувственный и лишен сострадания. Например, в “Даме с собачкой” автор рисует картину, противоположную той, что мы видим часто в его коротких рассказах. Вместо духовной деградации (“Человек в футляре”, “Смерть чиновника”, “Ионыч”) мы замечаем нравственное возрождение героя – Дмитрия Гурова. Здесь речь о курортном романе, которые обычно заканчиваются быстро (из моего личного опыта). Они оба семейные люди: Анна Сергеевна, та самая дама с собачкой, замужем и Дмитрий Дмитриевич, также женат. Она – из Петербурга, он москвич. Казалось бы, мимолетное увлечение; провели чудесные погожие летние деньки вместе – и конец. И если бы они оба были счастливы в браке, но увы… А, может, и к лучшему? Оказывается, между главными героями вспыхивает настоящая любовь, ведь в разлуке Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна поняли, что значил в их жизни их “мимолетный роман”. Но одновременно с этим они чувствовали, что оказались в ситуации шекспировских страстей: в роли Ромео и Джульетты, соответственно. Как мучительно ожидание встреч, как коротки минуты счастья вместе, и вместе с тем, как сильны общепринятые нормы ханжеской морали, что их сковывают!
Здесь проблема нравственного выбора, обретения счастья и испытания чувств временем выражена ясно, даже без прямых намеков автора, чего Чехов не любил делать.
Жаркий августовский день. На небе почти ни облачка, над синей гладью моря лениво, с криками пролетают чайки. После поездки из Алушты в Ялту и пешей прогулки по городу зной немного вымотал меня. На набережной только морской ветерок спасает от летней жары. Памятник действительно хорош: вот автор, сам Чехов с тростью и шляпой рядом со своей героиней, Дамой с собачкой. Антон Павлович с умилением смотрит на Анну Сергеевну, а она, возможно, смотрит на бескрайнее море. Памятник не древний, конечно, но уже сумел стать одной из визитных карточек Ялты.
И да. С Чеховым связано примечательное событие в культурной жизни крымчан – визит в Ялту в 1900 году новой эры Московского Художественного театра под главенством знаменитого маэстро К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Гастролирующая труппа приехала как бы гости к своему кумиру. Небольшой ялтинский театр (он носит теперь имя А. Чехова) приглашал к себе многих любителей творчества Чехова. Его спектакли на этой сцене в свое время видели М. Горький, И. Бунин, С. Рахманинов, В. Васнецов, Д. Мамин-Сибиряк и другие прославленные представители “серебряного века” русской культуры.
До новых встреч на нашем сайте, друзья!
Литература:
Крым, Бол. истор. путеводитель/ А. Р. Андреев. – Москва: Экспо: Алгоритм, 2014 г.
Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные: Роман. Чехов А. П. Рассказы; Вишневый сад: Комедия/ Вступ. статья и примеч. В. И. Кулешова. – М.: Дет. Лит., 1980.