Верона! Ах, Верона! Северная Италия меня встретила еще тогда, когда я совершал свою первую сухопутную поездку в сердце Италии. Но на севере есть города, которые ничуть не уступают Риму по наличию памятников истории и культуры. Верона имеет в своей коллекции амфитеатр, который является уменьшенной копией римского Колизея.
Когда я, совершая пересадку из Москвы в Болонью на поезде, миновал романтическую и милую Верону, то пожалел что потратил много времени на дорогу и не осмотрел город как следует. Времени было мало, и меня ждала Равенна, где я забронировал отель.
Итак, на дворе была осень 2012 года новой эры. Погода была чудесная. Когда пришло время возвращаться домой, в Москву, я воспользовался тем, что поезда до столицы России пришлось ждать несколько часов. И тогда я, оставив багаж на вокзале Verona Porta Nuova (Новые ворота), с жадностью ринулся на исследование исторического центра города.
Верона действительно милый и спокойный город на севере Италии. Основан был римлянами как крепость в землях венетов, чье происхождение не совсем ясно: то ли они были италийцами, то ли принадлежали к другим этническим группам племен. Дата приблизительна: 223 год до новой эры, когда римлянам в год консульства Гая Фламиния удалось перейти реку Пад (По) и разгромить галлов-инсубров. С этого момента начинается втягивание Северной Италии под влияние республиканского Рима. В центре города самый значительный памятник – Арена (амфитеатр). Не такой огромный как Колизей, но третий по величине после римского и того, что из Капуи.
Строительство арены было закончено к 30 году новой эры, то есть уже в эпоху империи. Народ, а именно безработные пролетарии (proletarii, то есть не имеющие потомства), требовал “Panem et circenses” (“Хлеба и зрелищ”). И полководцы, а впоследствии и императоры шли навстречу чаяниям толпы, чтобы направить недовольство плебса в правильное русло. И, как видно на фото, монумент сохранился в приличном состоянии, кроме третьего яруса амфитеатра, который был уничтожен во время землетрясения в 1183 году новой эры.
Более 40 каменных рядов могли вместить по тем временам более 20000 зрителей. Причем население города было в то время приблизительно таким. В наши дни здесь проходят представления на открытом воздухе (так называемые Open Air). А представления в древние времена были, конечно, не столь невинные: травли зверей, гладиаторские бои, и, к сожалению, жертвами в период гонений здесь вполне могли оказаться христиане.
Гладиаторские бои римляне переняли у своих могущественных соседей этрусков, которые по своему происхождению не были родственными ни грекам, ни италийцам. Хотя технологии и культурные парадигмы охотно заимствовали друг у друга. Сначала это были ритуальные игры (проводились с 264 года до новой эры) в память о павших римских войнах, на которых дрались военнопленные. Но потом зрелища перестали быть культовыми и стали чисто развлекательными мероприятиями.
В отличие от своих великих учителей греков, (у которых бытовали театральные постановки с подражаниями), практичные римляне предпочитали натуральные зрелища. Но, пожалуй, это все что можно сказать о кровавых развлечениях зрителей тогдашней Вероны. От тех далеких времен остались только страшные воспоминания.
Литература: The national geographic traveler. Италия. Тим Джепсон. «Астрель». М. 2004.