Если ехать из Московского региона в Крым через Украину, то получается длинная дорога, но все же довольно без резких отклонений. Такой путь из Москвы в Симферополь и дальше к морю на автомобиле мы проехали еще жарким летом 2005 года новой эры, когда пограничных проблем с соседской страной еще не было. Но когда в роковом 2014 новой эры полуостров не совсем обычным образом сменил свой административно-правой статус (другими словами “уплыл” в сторону России), путь в Крым оказался более тернистым, и об этом я расскажу в дальнейшем.
Ввиду того, что я предпочитаю путешествовать посуху, я выбрал поезд из Москвы до Анапы. Там в Анапе я взял билеты “автобус – паром — автобус” и отправился с железнодорожного вокзала Анапы в Евпаторию, что на западе Крыма. И путь лежал как раз из Кавказа в Крым напрямую – через Керченский пролив. В то время Крымского моста еще не было (правда, на месте будущего моста уже наметили площадку для строительства), но Россия уже тогда организовала паромную переправу через пролив, что разделяет Азовское и Черное моря. Причем в этом были задействованы даже греческие моряки, с одним из которых я даже перекинулся даже парой слов. Но о древних греках я расскажу здесь подробней позже.
Очередь в Крым из автомобилей была тем жарким летом 2014 года новой эры огромной, но благодаря билету на автобус, который не терпел опозданий, нас пропустили вперед. И паромная переправа не по реке, а по морю (!) так сильно врезалась мне в память. Когда я плыл в Крым, была уже ночь, а на фото запечатлена переправа через Керченский пролив, когда я возвращался домой. На обратном пути мне повезло больше, и я мог полностью, в прекрасную жаркую пору, охлаждаемую прохладным морским ветерком, наслаждаться красочными пейзажами этого чудесного уголка Земли.
Итак, Керченский пролив в древности назвался не иначе как Боспор (Босфор) Киммерийский. Древним грекам уже был известен Боспор Фракийский, около греческой колонии Византия (современного Стамбула), но Боспор Киммерийский располагался тогда по представлениям эллинов (греков) в относительно суровых (по меркам Балканской Греции) землях Причерноморья. Геродот даже писал, что в тех краях зимой летают белые перья и оседают на земле. По-гречески kimmerioi – это полуоседлые и кочевые народности скотоводов, которые прибыли в район Северного Причерноморья приблизительно в X – IX веках до новой эры. Языковая принадлежность киммерийцев до сих пор не выявлена, эллинам эти племена стали известны с VIII века до новой эры, когда “варвары” с севера столкнулись с греческими полисами Крыма и Кавказа, а позже оттеснили автохтонное население тавров, от которых Крым в древности назывался Тавридой.
Именно в эпоху Великой греческой колонизации на древних картах появляется “Боспор Киммерийский”, но сами эллины часто путали киммерийцев со скифами, таврами и другими племенами Северного Причерноморья.
Через Керченский пролив дорога была известна давно, поэтому скифы, двинувшиеся в Крым со стороны Кавказа, и застали здесь киммерийцев, от которых и получил название пролив, отделяющий Азовское море от Черного. А вот местное население называло Керченский пролив “рыбным путем” – Pantikapa, от этого названия и получил город Керчь свое имя – Пантикапей. Предоставим слово античному географу Страбону: “5. Устье Меотиды [Азовского моря] называется Киммерийским Боспором . В начале устье более широко – около 70 стадий [около 12600 метров]; здесь переправляются из пантикапейской области в Фанагории, ближайший город Азии; оканчивается устье гораздо более узким проливом. Этот пролив и река Танаис [Дон], текущая прямо с севера в озеро и его устье, отделяют Азию от Европы…” Надо сказать, что древние греки (и это любопытный факт), считали Азией ту огромную территорию, которую мы сейчас называем европейской частью Кавказа или Кубанью. А вот Таврида (Крым) в их понимании была уже Европой. И опять говорит Страбон: “Киммерийцы – это племя, которое тревожило своими набегами жителей внутренней части страны на правой стороне Понта вплоть до Ионии. Однако скифы вытеснили их из этой области, а последних – греки, которые основали Пантикапей и прочие города на Боспоре…”
Переправа через Керченский пролив существовала еще во времена Понтийской державы (IV век до новой эры) и Великого Шелкового пути, который пролегал неподалеку от Боспора Киммерийского. И именно Пантикапей стал столицей Боспорской державы Спартокидов, которая объединила вокруг себя многие города современного Керченского пролива.
Вокруг меня с криком проносятся чайки, августовская жара, но благодаря ветру с моря терпимая. Я выбрался на верхнюю палубу парома, ибо паром очень похож на корабль. Берега Восточного Крыма и Тамани у моря почти пустынны, это бескрайняя степь, и почти ни одного деревца, чтобы спрятаться в тени от зноя. Море плескается спокойно, и паромы медленно, но верно достигают цели. Нравится это кому-то или нет, но гигантский Крымский мост, полностью завершенный для автомобилей и поездов в конце 2019 года новой эры, осуществил давнюю мечту боспорских правителей о прочной связи между Европейским Кавказом и Крымом. Так же, как и необходимо наладить добрососедские отношения с братскими странами бывшего Союза. До новых встреч, мои читатели!
Литература:
Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции/ Под ред. В. И. Кузищина. – СПб.: Алетейя, 2000 г.
Крым, Бол. истор. путеводитель/ А. Р. Андреев. – Москва: Экспо: Алгоритм, 2014 г.