
Дорогие читатели, начав писать про самую знаменитую “парижанку” нашей эпохи, хотел бы я спросить вас: какие названия у вас ассоциируются с Францией? Я за себя отвечу, что бренды под маркой Made in France очень популярны в мире: Citroen, Alcatel, L’Oreal, Louis Vuitton, Peugeot, Guerlain, Hennessy, Moulinex, Chanel, Bugatti, Tefal и многое многое другое. И, конечно же, каждый гость, с замиранием сердца направляющийся в столицу Франции, одной из самых популярных стран среди туристов, сразу же увидит очень узнаваемый во всем мире силуэт главной достопримечательности Парижа, пусть даже относительно молодой – Эйфелевой башни. Да, да, это самая знаменитая парижанка, которая никогда не покидала пределов столицы Франции. Вот о ней и будет мой дальнейший рассказ.
Осенью 2015 года новой эры я с другими туристами оказался на два дня в столице Франции. Погода была типично осенней, с солнечными днями, но с переменной облачностью. С берегов реки Сены иногда дул прохладный ветер, но самое главное не было холодно и нас не беспокоили дожди. Туристов, как и обычно, было очень много. Хорошо помню экскурсию желающих поехать в пригород Парижа, именно в Версаль, о чем я уже рассказал в своем недавнем очерке. Теперь нас снова ждал чопорный и богемный Париж! Мы высадились из автобуса в районе Марсова поля, радом с площадкой для обзора и двинулись в сторону Эйфелевой башни, что находится чуть ниже нас, но ее силуэт возвышался надо всеми. Даже я, высокий, на возвышении (а башня стояла внизу) оказался ниже ростом этого гиганта. Ее размеры (300 метров) действительно впечатляют, и ее автор, инженер Гюстав Эйфель добился своего – показал всю мощь промышленной эпохи.
Итак, расскажу теперь об авторе этого удивительного творения. Александр Гюстав Эйфель (1832 – 1923 г. г.), французский инженер и общественный деятель родился в Дижоне, что находится в Бургундии. В 1855 году окончил Центральную школу искусств и ремесел. Его идеи для того времени были новаторскими: при конструировании он использовал новые методы. Такими методами при его руководстве и были построены мосты, виадуки, железнодорожный вокзал в разных городах. Кроме того, Эйфель издавал книги по аэродинамике. Был награжден орденами Почетного легиона 1-3 ст. (1878, 1889). Но всемирную известность для гениального инженера приобрела именно Эйфелева башня, возведенная для всемирной выставки в Париже (1889) как символ новой эпохи в индустриальной Европе. Ожидаемое с таким волнением мероприятие было очень удобным поводом, чтобы привлечь капиталы и людей, так как ожидалась прибыль именно от посетителей выставки, а потом – от туристов.
Но проект Эйфеля мог бы вполне остаться под сукном кабинета парижской бюрократии. Ходила молва, что Париж с башней приобретет у общественности дурную славу. И вот, группа общественных деятелей обращается к директору будущей выставки Альфанду с заявлением: “Работники искусств против башни Эйфеля”. Вот отрывок из текста: “Мы – писатели, художники, скульпторы, архитекторы, — страстные любители не нарушенной до сих пор красоты Парижа, протестуем во имя французского вкуса, искусства и французской истории и выражаем свое сильнейшее негодование проектом возведения в центре нашей столицы чудовищной и бесполезной Эйфелевой башни… Мы имеет право сказать во всеуслышание, что Париж до сих пор оставался городом, не имеющим себе равных в мире, и неизменно вызывал у людей со всех концов света любопытство и восхищение… А Эйфелева башня, от которой отказалась даже коммерческая Америка [США], несомненно, обесчестит Париж. Иностранцы будут вправе потешаться над нами… В течение многих лет мы будем видеть падающую на город, наподобие чернильного пятна, одиозную тень одиозной башни”.
Это гневное письмо заставило Альфанда задуматься, но сам инженер Эйфель нашел выход из ситуации, не разглашая свой план на широкую публику, но ответив, как полагается в честном споре через местную прессу. А работы по возведению башни, уже начались на Марсовом поле. Сначала вырыли большие котлованы и в них уложены большие блоки. Надо сказать, что хотя французы не являлись родоначальниками строительства из бетона (а бетон изобрели еще древние римляне во II веке до новой эры), но все же потомки галлов внесли свой вклад в развитие инженерии в Европе. Именно французы с XIX века новой эры стали возводить здания из железобетона, который потом пришелся по вкусу другим нациям, и эта технология строительства завоевала мир.
Так вот, на фундаментах из бетона для изящных ножек башни надежно закрепили гидравлические прессы большого веса, которые предназначались для точного измерения вертикальности огромной конструкции весом около 5000 тонн.
Для монтажа “парижанки” понадобилось около 12 000 сборных деталей. Эйфелева башня покоится на трех платформах, которые обслуживают пять больших лифтов: четыре нижних лифта поднимаются до второй платформы, пятый ходит от второй до третьей платформы. Сначала лифты были медленными, работающими на гидравлических насосах, но уже в начале XX века их электрифицировали. Площадки внутри башни являют собой плоскости полностью застекленные и полуоткрытые, а самый последний слой башни с маяком издалека кажется совсем маленьким. Здесь расположена миниатюрная лаборатория для экспериментов (для метеорологических исследований) и галерея в виде лоджии.
Прошли десятилетия, и те люди консервативного толка, которые первоначально восприняли в штыки даже самую идею о башне в Париже, уже позабыли о своем недовольстве. Даже знаменитый Ги де Мопассан, один из первых, кто восстал против детища Эйфеля, нашел хитроумный способ скрываться от “безобразного скелета”: литератор совершал трапезы в ресторане на одном из этажей башни. И приговаривал при этом: “Это единственное место в Париже, где я не вижу ее”.
И да, понадобилось всего несколько лет, чтобы простые парижане, не отягченные предрассудками, уже привыкли к гениальному творению Эйфеля. Однако, были сложные периоды (например, 90-е годы позапрошлого столетия), когда ставилась под сомнение целесообразность творения, специально сооруженного для выставки в Париже, которая уже прошла в столице с большим успехом, но не только благодаря башне. А вот тут парижане должны поблагодарить нашего соотечественника Александра Попова, физика и других изобретателей радио – Гульельмо Маркони и “своего” Эдуара Бранли. Ведь именно появление радио спасло детище Эйфеля от демонтажа, поэтому башню стали использовать еще и в других практических целях. Башня уже давно помогает ученым из разных стран и людям различных профессий. Помимо радиоаппаратуры, на макушке элегантной “парижанки” были установлены прожекторы-маяки, которые послужили ориентиром для воздушных и речных судов. Имеется также и телевидение, которое в XX веке буквально влюбило в себя весь прогрессивный мир.
Но в парижском отеле на окраине столицы нам некогда было смотреть местное телевидение. В Париже столько достопримечательностей, что и недели бы нам не хватило! А в нашем распоряжении было немного времени.
Как назло, на второй день нашего пребывания в столице Франции погода потихоньку начала портиться: солнце затянуло тучами, и зачастил небольшой дождь, который не переставал лить до следующего дня. Дороги покрылись лужами, городские голуби, доселе довольно резво шныряющие под ногами у туристов, попрятались, с берегов Сены подул уже неприятный осенний ветер, от которого временами веяло холодком. Но к чести парижан, у них в городе очень хорошо устроена канализационная система стока дождевой воды, поэтому больших скоплений луж, как в Москве, здесь я не заметил.
Я шагал по асфальтированной дорожке, потом по бульварной, посыпанной гравием, держа зонтик прямо перед собой. Очень неприятно, но в тот день я утерял банковскую карту (ну или ее у меня украли), поэтому в поисках выхода из сложившейся ситуации потерял несколько часов. Поэтому на осмотр самой башни у меня не осталось времени, да и видимость в такую погоду была не очень. Потоптавшись у подножия башни, я побежал догонять своих соотечественников, ибо в тот день нам нужно было покидать Париж.
Посмотреть на башню снизу тоже интересно: три площадки, 5000 тонн веса над вами, довольно объемные лифты.
Кстати, когда победоносная армия Вермахта вступила в столицу Франции в июне 1940 года новой эры, лифты как будто нарочно, назло гитлеровцами сломались. Даже для этого вызванные из Берлина специалисты не смогли исправить ситуацию. И все четыре года лифты Эйфелевой башни не работали, и башня не принимала посетителей. Но как только Париж был освобожден, к радости местных жителей (многие из которых в душе ненавидели гитлеровцев); старый механик на полчаса спустился в генераторный подвал – и, о чудо! – подъемники снова стали перевозить пассажиров. Именно Эйфелеву башню радостные горожане первую увенчали трехцветным флагом Франции, а именно 25 августа 1944 года новой эры.
В наше временя проведены ремонтные работы и обновление внешнего облика. Металлические конструкции после тщательной обработки вновь покрыли новой краской, а лифты заменили на более скоростные, которые к тому же оказались и легче старых. И еще гид нам рассказала о том, что вместо устаревших деталей по выработке тока, установили новые генераторы энергии (от солнца) и энергосберегающие лампы. И когда сумерки спускаются на неугомонную столицу Франции, а позже и ночь накрывает ее темным покрывалом, Эйфелева башня подобно путеводному маяку светится в темноте, и все благодаря неоновой подсветке. И мне посчастливилось увидеть ее в ночной прохладе города, который никогда не спит.
И да, популярный французский клуб из Парижа, что носит название Пари Сен Жермен (Paris Saint—Germain), которому я сильно симпатизирую, носит на футболке эмблему с изображением Эйфелевой башни красного цвета с желтым цветком лилии посредине. А сама эмблема по цветовой гамме напоминает триколор Франции. Такие вот интересные факты.
Вот, пожалуй, и все. И до новых встреч на нашем сайте!
Литература:
100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.
Большая Российская энциклопедия: В 35 Т. (Председатель научно.- ред. совета Ю. С. Осипов). Отв. ред. С. Л. Кравец – М.: Бол. Рос. энциклопедия, 2017.