Дорогие мои читатели, ну вот мы снова с вами встретились! На этот раз я расскажу вам об интересном и красивом месте, которое находится совсем недалеко от места моего проживания. Речь идет об усадьбе Архангельское, которая расположена в Красногорском районе. Свои похождения, как я делал довольно часто, на этот счет я описывать не буду, так как живу здесь постоянно, и в усадьбу заглянуть мне всегда нетрудно. Хотел бы спросить вас, мои друзья: какие дни работы обычно бывают у музеев?
Так вот, обычно с музеями дело обстоит так: понедельник, а часто и вторник — выходные, а в остальные дни музеи всегда рады своим посетителям, благо их всегда достаточно. Пожалуй, теперь перейду к интересной, а иногда и драматичной истории усадьбы Архангельское. Я нашел интересную литературу в местной библиотеке, и мне очень понравилась концепция выделения основных вех в истории “подмосковного Версаля”, как часто именуют Архангельское. Итак, начнем с седой старины.
- “От села к усадьбе. Село Уполозы: трудное начало” (1530 – 1720 годы).
Первое упоминание относится к XVI веку и связано с именем владельца села А. Уполоцкого (с 1537 г.). В 1646 году после постройки каменного храма Михаила Архангела село стало именоваться Архангельским. Село неоднократно меняло владельцев. Как правило, это были служилые люди московского царя.
Историческое ядро усадьбы – восточная часть, около храма Архангела Михаила. К середине XVII века вотчина “по родству” состояла из собственно села Архангельского и деревни Захарково. В Российской империи существовала большая разница между селом и деревней: cело до революции 1917 года обязательно должно было иметь свой приходский храм (церковь) и погост (кладбище), а деревня была лишена таких атрибутов и всегда строилась из деревянных материалов.
Село имело чисто хозяйственную функцию, однако в конце XVII века по образцу царских теремов и парков появились первые строения, служащие для разного рода утех, оранжереи, здания типа бань и так далее. Все деревянные строения хозяйственного назначения до наших дней не сохранились.
В 1703 году усадьбу приобрел видный сановник Дмитрий Голицын. После 1730 года (переезда сюда Голицына), здесь начинается строительство, начался новый этап в истории усадьбы: построен господский дом и регулярный, по французскому рецепту, парк. Дмитрий Голицын заложил основу для дальнейшего развития усадьбы. Ядро имения было перенесено в центральную часть, где рельеф более пологий.
В 1742 году в свои права здесь вступил Алексей Голицын, сын Дмитрия Голицына. В центральной части построили новый деревянный дом, который копировал европейские классические формы. Увы, внук Дмитрия Голицына Николай Голицын приказал уничтожить все прежние строения из дерева.
- Зарождение классической усадьбы. “Подмосковный Версаль” (1780 – 1810 годы).
К 1768 году при Николае Голицыне территория Архангельского расширяется за счет включения поселения Никольское, поселения Воронки, Ивановского, Лохина, Раздор (это данные за 1800 год). Усадьба переживала тогда строительный бум. В основе ее лежал проект дворца от французского зодчего Ш. Де Герна с парадным двором и колоннадой по периметру. Работы начались в 1784 году. Таким образом, в 80 – 90 годы XVIII века предыдущий сад во французском стиле уступает новому, более роскошному с террасами, многочисленными постройками, скульптурами. Этот великолепный ансамбль дополнили две оранжереи, и планировка приобретает правильную прямоугольную форму со строгой симметрией относительно въезда в усадьбу. Было улучшено снабжение фонтанов, также был построен павильон “Каприз” и Библиотека.
Но существовали и другие постройки хозяйственного назначения вместе с пастбищами и огородами. Здесь бывали: Павел I, Александр I, Н. Карамзин, А. Герцен. И восхищенные красивыми видами природы и искусства оставляли после себя положительные отзывы и воспоминания. Например, Карамзин писал: “Счастливое, редкое местоположение!”. А вот выдержки из Герцена: “Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москва-реки до дороги. Здесь человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно”.
К сожалению, князь Николай Голицын пережил банкротство, а потом после кончины видного вельможи его супруга была вынуждена заложить усадьбу на аукционе.
- Расцвет, “юсуповский период” (1810 – 1917 годы).
Новым владельцем в то время становится Николай Юсупов-старший. Этот богатейший по тем временам вельможа даже для этого заплатил немалую сумму, но по-другому он не мог – Юсупов был страстным коллекционером и эстетом. Он сумел провести реконструкцию, завершить постройку дворцово-паркового ансамбля и развить его, несмотря на невзгоды (Отечественной войны, так называемой “грозы 1812 года” и пожара 1820 года).
Облик тогдашней усадьбы окончательно приобретает европейский стиль, по классическим канонам (Версаль, Петергоф). Была размещена знаменитая картинная галерея из 500 единиц западноевропейской живописи XVII – XIX веков. Помимо этого, усадьба пополнилась скульптурами в парках. И конечно же, по проекту итальянского зодчего Пьетро Гонзага был возведен одноименный театр, правда за пределами основной территории усадьбы, около современного Ильинского шоссе.
Как раз за пределами основной застройки усадьбы была создана Аполлонова роща. Этот лесопарковый участок стал так именоваться из-за мраморной статуи древнегреческого бога Аполлона, под началом которого появились в Элладе науки и искусства. Постамент со статуей небожителя находился в центре восьми соединяющихся в одной точке аллей.
До настоящего времени многие постройки здесь не сохранились, но роща увеличилась почти в два раза, протянувшись до Воронков и до Горятинского пруда; таким образом, заняв сельскохозяйственные угодья к северу от нее. К тому же здесь появилась фарфоровая фабрика, возникли многочисленные оранжереи, зверинцы, а также водонапорная башня и даже “огненная паровая машина”. А хлебопашескими угодьями пришлось пожертвовать. Князь Юсупов писал: “Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная для веселья, а не для прибыли, то стараться… заводить, что редко, чтобы все было лучше, нежели у других”. Многие элементы декоративного-прикладного искусства и архитектурные элементы, а также планировка претерпели позже некоторые изменения.
Многие важные персоны приезжали сюда: Николай I, некий принц Пруссии, принц Персии Хозрев-Мирза, А. Пушкин, который позже напишет стихотворение “К вельможе”.
В 1831 году усадьбу с окружающими угодьями унаследовал Борис Юсупов. Новый владелец отказался от роскошных затрат и сделал ставку на доходность своего имения: с одной стороны, вывез ценную коллекцию картин, закрыл завод фарфора, продал ботанический сад, распустил театр крепостных актеров; с другой стороны, восстановил хлебопашество, отдал на откуп рыбный промысел, сдал в аренду для дачного проживания многие здания и строения (“Каприз” и другие). Зато в 1846 – 1848 годах князь Борис Юсупов распорядился выставить первую музейную экспозицию — “Каретная галерея”, что в западном флигеле дворца, где были выставлены артефакты – атрибуты из конюшни и военная техника.
При следующих представителях знатного рода Юсуповых – Николае Юсупове-младшем и его супруге Татьяне Александровне культурная жизнь усадьбы вспыхнула ненадолго, но ярким пламенем. Внук Николая Юсупова-старшего, страстный любитель музыки, играющий на инструментах, часто бывал за границей, но по приезде в усадьбу компенсировал потерянное время с лихвой – вникал во все мелочи своего имения. И в этом помогала ему супруга. Ее даже называли “Людовиком XIV в юбке”. В период с 1854 по 1868 годы шла реставрация обветшавших и потерявших свою ценность элементов усадьбы. Помимо русской аристократии и купечества сюда наезжали и знаменитые исторические личности – Александр II, Отто фон Бисмарк. В 1864 году императорская чета купила имение Ильинское, и для этого даже провели дорогу – Ильинское шоссе. Ильинское шоссе нарушило целостность рощи, начинавшейся почти от самого дворца усадьбы.
Последние Юсуповы (Сумароковы-Эльстоны) лишь немного внесли последние штрихи в период усадебного строительства, например, в Большом доме была обустроена Пушкинская аллея, возведена “Колоннада”, были введены новшества (электростанция в “Капризе” и теннисный корт в парке). Сюда наезжали влиятельные лица и сами императоры — Александр III и его сын Николай II.
Здесь творили выдающиеся живописцы В. Серов, К. Коровин, К. Маковский и другие.
Но уже в тот период, перед революцией какие-то смутные терзания и мысли преследовали владельцев. Например, Зинаида Юсупова составила завещание на случай непредвиденных обстоятельств, “для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества”.
- “Достояние республики”. Советский период усадьбы-музея (1918 – 1991 годы).
После Октябрьской революции 1917 года усадьба Архангельское была передана под ведение Наркомпроса. Таким образом, имение рода Голицыных и Юсуповых становится музеем. Многие произведения искусства, переданные в государственную собственность, были вывезены из Петербурга сюда. А некоторые строения бывшей усадьбы становятся местом отдыха для трудящихся. Музейные экспозиции в центральных зданиях дополнились санаторными организациями во флигелях и других павильонах.
Здесь отдыхали красноармейцы и другие видные советские деятели. Были построены два корпуса для санатория (сейчас это Центральный клинический военный санаторий при министерстве обороны РФ). В 1934 году храм Архангела Михаила закрыли, а литургии запретили. Усадьба понесла утраты: были снесены колонны русских императоров, оранжереи (Лимонная, Лавровая), ворота в римском стиле. На большом партере зимой устраивали катанья на коньках.
Когда в 1941 году войска Вермахта подступили к Москве, многие экспозиции удалось эвакуировать на Урал. После второй мировой войны продолжается использование усадьбы в качестве историко-культурного музея и военного санатория. Более того, были проведены реставрационные работы (“Каприз”, Конторский флигель, регулярный парк, храм Архангела Михаила). Территория парка с памятниками истории и архитектуры была передана из рук министерства обороны РФ в ведение министерства культуры РФ.
Здесь проводятся народные гуляния, приуроченные к государственным праздникам, а также проводятся концерты классической музыки под открытым небом. Усадьба Архангельское в наши дни вновь обретает “вторую молодость”! Ну вот, пожалуй, и все на сегодня. До новых встреч на нашем сайте, друзья!
Литература: Крючкова Мария Александровна. Русский Версаль: Усадьбы князей Голицыных Архангельское и Никольское-Урюпино. М. А. Крючкова, В. Г. Парушева. – М.: Русский Мир, 2012