.
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! – эти строки Александра Сергеевича Пушкина, уроженца стольного града России, часто приходят к нам на ум, когда мы упоминаем Москву. Пушкинское время “золотого века” русской культуры давно кануло в лету истории, но в Москве есть очень много мест, связанных с именем гениального русского поэта. Конечно, современная Москва – это кладезь культурного наследия, в том числе признанного и со стороны ЮНЕСКО (UNESCO – специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Здесь любопытные туристы со всего света могут воочию увидеть интересные и знаменитые достопримечательности (памятники архитектуры, панорамные площадки, культурные заведения, предприятия общепита и много многое другое). И да – здесь даже коренные москвичи нет, да и найдут для себя что-нибудь нового, о чем они и не догадывались ранее. Например, я, живущий по соседству со столицей России более 20 лет, тоже открываю для себя что-то интересное в Москве, ее переулках, скульптурах в садах, в кафе, музеях и т. д.
На этом фото вы не увидите монумент, посвященный А. Пушкину и площадь (знаменитую, на языке обывателя, московскую “Пушку”). Потому что фото сделано как раз со стороны площади, где стоит памятник великому русскому поэту. А это перед нами улица Тверская – одна из самых знаменитых улиц города-мегаполиса. По актуальным данным, в современной Москве проживает около 13 миллионов жителей, и центр столицы редко бывает безлюдным. Даже ночами жизнь в центре Москвы полностью не замирает (отсюда, и знаменитая поговорка “Москва никогда не спит” – “Moscow never sleeps”).
Только во время “большого карантина” из за так называемой пандемии Covid-19 весной “рокового” 2020 года Москва, даже ее центр были необычайно малолюдны. Тогда людям было не до гуляний, редкие прохожие и машины на пустынных улицах спешили лишь по срочным делам (работа и т. п.). Теперь, когда порог эпидемии преодолен, и карантинные меры мэрии худо-бедно, но сработали, жизнь столицы, да и других городов и стран возвращается в нормальное русло.
На самом деле Тверская улица – это непременный атрибут Москвы, ее визитная карточка и “парадная витрина”. Цены на жилье и товары с услугами здесь заоблачные, прохожих всегда много, и не только тех, кто спешит по делам. Попадается тут и немало тех, кто любит просто погулять в центре города. Но повторяю, цены здесь запредельные: по результатам исследований, проведенных консалтинговой компанией Jones Lang LaSalle, три из пяти самых дорогих улиц Европы находятся именно в столице России, и одна из них Тверская. Величина арендных ставок зачастую здесь достигает 13500 долларов США за квадратный метр в год.
Помимо крупных магазинов разного профиля (книги, ювелирные изделия, услуги коммуникации, мебель, качественные продукты питания) Тверская улица сама является памятником различных зданий и эпох. Вот об истории этого знаменитого района Москвы мы с вами и поговорим, мои дорогие читатели. Итак, начнем с седой старины!
В начале XIV – XV веков эта улица в Москве вела в Тверь и Великий Новгород, а к XVII веку относится основание Тверской ямской слободы. Здания возводились из камня (тогда здесь находились 2 монастыря, 4 церкви и боярские палаты).
С XVIII века, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург, улица Тверская стала главной в Москве “парадной” улицей (для торжественного въезда, коронаций и смотров войск). Но закоулки и задние дворы Тверской улицы еще долгое время оставались неблагоустроенными, часто с пустошами и огородами. Но как раз здесь, у Тверских ворот для встречи Петра I по случаю заключения мира со Швецией воздвигли Триумфальные ворота.
Именно на этой улице Матвей Казаков воздвиг дворец для графа З. Чернышевского, в бытность последнего в должности московского генерал-губернатора. С тех пор это здание служило резиденцией столь важных особ, что заметно поднимало престиж одной из главных улиц Москвы. Архитектор Казаков оставил нам замечательное наследие в виде экстерьера Москвы, который именуют “казаковским”.
Образ улицы в первой половине XIX века запечатлел в стихах Петр Вяземский:
“… Здесь чудо – барские палаты
С гербом, где венчан знатный род.
Вблизи на курьих ножках хаты
И с огурцами огород.”
Виссарион Белинский оставил зарисовку из того же времени, из которой мы читаем: “Один дом выбежал на несколько шагов на улицу как будто бы для того, чтобы посмотреть, что делается на ней, а другой отбежал на несколько шагов назад, как будто из спеси или из скромности, — смотря по наружности…”
К этому времени относится и путеводитель по Тверской улице, который начинался примерно так: “Лучшие дома, и притом знатных особ, находятся на оной…”
Другое описание оставил Александр Пушкин, когда улица предстала перед поэтом после “грозы 1812 года”. Тогда, после знаменитого наполеоновского нашествия и пожара в Москве Тверская улица отстроилась заново, стала краше, и на ней появились новые здания (гостевые дома, трактиры, магазины). Вот пушкинские строки:
“Вот уже по Тверской
Возок несется чрез ухабы
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах”.
В конце XIX – начале XX веков на улице появились доходные дома, модные бутики:
“Она [улица] представляет собой нарядную, совершенно европейскую улицу с красивыми фасадами домов, щеголеватой отделкой магазинов и пассажем…” (из путеводителя 1903 года). И далее: “Освещается она электричеством…”, что было редкостью в те времена. За Садовым кольцом шли окраинные малоэтажные и в основном деревянные, грязные и крайне неухоженные Тверские-Ямские улицы. Да и в самой своей главной части Тверская улица оставалась относительно узкой (всего 19,3 метра).
В XX веке на улице появилась многоэтажная застройка, но Тверская улица продолжала сохранять свой прежний облик, имея в своей основе дома в два-три этажа. Рядом, на спуске Тверской улицы, ближе к центру города, в месте под названием Охотный ряд, находился главный многолюдный рынок продуктов питания и всякой другой снеди и предметов обихода. Градоначальники еще в те времена пытались покончить с бойкой, и зачастую неконтролируемой торговлей в самом центре Москвы, и предложили план по постройке здания думы, но купцы заломили на землю такую цену, что от своих благих намерений отказались.
Чуть позже, после неудачи Саввы Мамонтова, желавшего увидеть здесь новое здание оперы по примеру императорского в Петербурге, столичные власти дали добро на возведение огромной гостиницы, неподалеку от Садового кольца и Охотного ряда. Ее назвали “Метрополь”, и она была сооружена в стиле модерн, который задал Москве более укрупненный масштаб XX века, демонстрируя новые возможности архитектуры того времени. Хотя в возведении построек на Тверской улице доминировали здания в духе псевдорусского стиля (фасады строений в виде купеческих хором, теремов, царских палат).
Как бы то ни было, именно эти здания в центре нынешней столицы придали городу его неповторимость, национальные особенности. Но и социальных и визуальных контрастов здесь хватало: важные и наиболее красивые здания (местная дума, театры, гостиницы) соседствовали с торговыми лабазами, являвшимися источниками инфекций и пережитками средневековых времен. Купцы Охотного ряда не раз устраивали здесь неприятные инциденты с драками, подбивая толпу против законодательных инициатив местных властей.
После большевистского переворота и прихода к власти Ленина, по его указанию ведущие отечественные архитекторы Иван Жолтовский и Алексей Щусев приступили к разработке проекта “Новая Москва” – фактически первый генеральный план столицы социалистической России, а позже и СССР (Союза Советских Социалистических республик). И этот амбициозный проект стал воплощаться в жизнь начиная с марта 1918 года, даже тогда, когда гражданская война разделила всю страну на два непримиримых лагеря. Но именно в период массовой индустриализации, повлекшей за собой приток сельского населения в города, был вынесен на повестку дня Генеральный план, но уже с коренными поправками.
Главное внимание, согласно этому сталинскому документу, уделялось реконструкции старой Москвы и ее перепланировке, причем в невиданных ранее масштабах. И именно тогда, в 1932 году, улица Тверская стала именоваться улицей Горького. А генеральный план был принят в 1935 году постановлением СНК СССР И ЦК ВКП (б). И вследствие “перегибов” при кардинальной перестройке старого наследия Москвы исчезли многие шедевры дореволюционной эпохи.
Вот строки П. Сытина из тех непростых лет: “Вместе с соседним Охотным рядом строения на современной Манежной площади не отвечали требованиям Москвы социалистической и поэтому в 1932 году большая их часть была снесена, а в 1937-/38 годах убрали и остальные. Площадь была заасфальтирована, и с нее открылся прекрасный вид…”
В Генеральном плане мы видим одно место касательно улицы Тверской (Горького): “Улица Горького от Пушкинской площади до Охотного ряда, шириной в 18-19 метров расширяется до 40 метров (проезжая часть 30 метров, тротуары – по 5 метров с каждой стороны; от проезда Художественного театра до Охотного ряда – за счет сноса четной стороны, от Пушкинской площади до улицы Огарева — за счет нечетной стороны”.
Сталинская Москва почти скоро же приобрела новый облик в стиле соцреализма и монументализма. Строились здания для рабочих и военной касты, клубы и гостиницы, а также памятники в честь Октябрьской Революции.
Считаю, что нельзя вот так ломать страну через колено и бездумно, и во имя новой идеи уничтожать бесценное культурное наследие. Москву строили и заселяли веками, в том числе и восстанавливали из пепелища пожаров и войн, но кардинально уничтожили многие старые здания за несколько лет сталинского периода. Такой подход к истории не имеет права на существование. Культурное наследие нужно беречь.
В настоящее время улице было возвращено ее исторической название, и улица бережно благоустраивается и расширяется, хотя опять же не без потерь. До скорых встреч!
Литература:
- Колодный Л. Е. Москва у нас одна. – М.: Политиздат, 1991.