Анапа – “республика детства”, российский курорт федерального значения на Черном море, один из самых популярных курортов Кавказа. Именно в Анапе из всех курортов России самое большое количество солнечных дней в году, к тому же местные пляжи из песка очень удобны для детей. Как правило туристы приезжают сюда со своими детьми, чтобы спокойно поплескаться в теплых водах Черного моря, и многие попросту не замечают (или упорно игнорируют) древние руины почти в самом центре города, на побережье, рядом с популярными санаториями! И зря: я бывал в Анапе три раза, даже бывал временам проездом, но к этому месту я возвращался снова и снова.
Эти древние камни достались нам в наследство от далеких античных времен. Ведь меня как историка всегда привлекает прошлое, особенно если это история античных городов и география античного мира. Эта фотография была сделана погожей погодой в ноябре 2017 года новой эры, то есть в третий раз моего пребывания в Анапе. Эти, на первый взгляд, неказистые руины, принадлежат древнему городу Горгиппии, предку современной Анапы.
История основания и становления городов – очень интересная тема, к тому же если город очень древний, то он поистине неисчерпаемый кладезь неожиданных находок и артефактов, которые находят археологи и по сей день.
Анапа на самом деле, может и небольшой город, но очень древний. Уже в конце VI века до новой эры (!) здесь существовало поселение, по имени местных племен синдов получившее название Синдика. О синдах мы знаем не очень много: известно, что эти племена были не столь отсталые, как остальные, и занимали они территорию южнее Азовского моря (в древности называлось Меотидой по имени еще одного родственного синдам племени меотов).
Об этом свидетельствуют захоронения, найденные на побережье современного города. Синдскую гавань, удобную для транзитной торговли, хорошо знали путешественники из Эллады: есть ее упоминания у Геродота и Арриана. А у древнего писателя Полиена мы узнаем об отправлении в Синдику Горгиппа в качестве наместника Левкона I, боспорского царя и начале эллинского периода Анапы, когда город стал именоваться Горгиппией.
С этого времени (с IV века до новой эры) поселение в землях синдов прочно вошло в состав Боспорской державы Спартокидов, которая контролировала оба берега нынешнего Керченского пролива. Даже сам пролив в древности именовался Боспором Киммерийским. Вот о древней Горгиппии я и расскажу вам подробней, дорогие мои читатели. Вот о самом Горгиппе известно немного, источники древних греков сообщают, что “Комосария, дочь Горгиппа, жена Перисада, по обету посвятила богу Санергу и Астарте при Перисаде, архонта Боспора и Феодосии и царе синдов, всех маитов (меотов?) и фатеев”.
Из этого можно заключить, что культура Боспорского царства носила синкретический характер: эллинские верования активно смешивались с варварскими обычаями и божками. Кроме того, власть в державе Спартокидов, династии явно не греческой, а варварской, также носила характер нетипичный для греческих полисов Северного Причерноморья. По отношению к гражданам, эллинам, живущим в полисах с прилегающей сельскохозяйственной инфраструктурой (хорой), правители Боспора именовали себя архонтами с правами и обязанностями магистратов, а по отношению к негреческому населению они выступали как цари с почти неограниченной властью.
Город Горгиппия вступает в период расцвета как торговый порт и полис, но помимо прямых функций Горгиппия была популярна уже в те времена как курорт (!). В торговле важная статья экспорта состояла из зерна, херсонесских вин, рыбы, рабов, скота и даже привозного янтаря с берегов нынешней Балтики. Надпись от того времени, сохранившаяся на мраморной плите, гласит, что вышел указ (проксения, что-то вроде разрешения) по отношению к одному купцу (конец IV века до новой эры).
Цитирую дословно, потому что это очень интересный лапидарный источник: “Селевк, сын Евмела и Спарток Эпикрату (?), сыну Хариппа….дали ему самому и потомкам, и всем его домочадцам проксению, свободу от пошлин, право приобретения земли и дома, что положено и в чем другие проксены имеют долю на землю и море, право ввоза и вывоза всех товаров, входа в гавань и выхода и во время войны, и во время мира без конфискации и без необходимости договора”.
Лечебные свойства местности состояли из наличия грязевых месторождений современного Кизилташского лимана, солнечных ванн, минеральных вод Семигорья и песчаных пляжей для беговых упражнений.
Кварцевый песок в Анапе – почти совершенный, он очень мелкий и отливает на солнце золотом. Мелководье очень удобно для купания детей, к тому же в Черном море, в древности носившем название Понт Эвксинский, не водятся акулы, которые могут напасть на людей.
Эти состязания на песке в честь Гермеса проводились с первой половины III века до новой эры, как мы узнаем из надписей со списками атлетов из того времени. Упоминаются четыре вида состязаний (из них видны три): длинный бег, бег с факелами, вид борьбы (“крепостью тела победили”) и еще один нечитаемый текст. Надписи также имеют имена победителей этих состязаний – олимпиоников, которые были вырезаны разными умельцами. И также упоминается должность гимнасиарха – наставника гимнасия.
Итак, вернемся к городу. При Горгиппе осуществляется новая планировка жилых кварталов с вымощенными дорогами строго по периметру, которая заметна и сейчас, если пройтись по прямым улицам центра Анапы, благо равнинный рельеф позволял это сделать. Выпускается черепица с фирменным круглым клеймом Goggippon в обрамлении венка из веток плюща.
“Скажите мне, ради Зевса, судьи, неужели Демосфен даром предложил дать Дифилу содержание в Пританее… или поставить на площади медные статуи Перисада, Сатира и Горгиппа, тиранов с Понта, от которых ему ежегодно присылается по тысяче медимнов пшеницы” (1 медимн — около 52 литра). Из этого следует, что в афинской хлебной торговле Горгиппия из далекого Боспора играла далеко не последнюю роль: “Хлеб, привозимый водой из Понта, по количеству равняется всему, привозимому из прочих рынков”.
Также в городе были развиты и другие сферы ремесла, на что отчетливо указывают данные археологических раскопок: строительная, керамическая, столярная, металлургия железа, ювелирная, косторезная, ткацкая, рыбозасолочная.
В III веке до новой эры в Горгиппии выпускается черепица с прямоугольным клеймом ГОР, своеобразным знаком качества, брендом.
В II веке до новой эры Горгиппия испытывает трудности от все усиливавшегося натиска ираноязычных кочевых племен с севера и востока – скифов, сарматов и в 107 году до новой эры – вместе с другими городами Боспора присягает на верность могущественному эллинистическому монарху древнего мира – Митридату VI Евпатору. Но при этом за городом закрепляется право чеканить собственную серебряную монету – драхму. Монеты изображали богов и героев греческого пантеона – Гелиоса, Диониса, Артемиды, Геракла и других.
Горгиппия, как и другие города северного Причерноморья, основанная на варварской периферии, часто переживала различные периоды подъема и упадка. Так, период нового расцвета II века до новой эры сменился кризисом I века до новой эры – I века новой эры. Часто происходили военные конфликты с кочевниками или пожары, смена правителей, а положение усугубила морская блокада со стороны Рима.
В 63 году до новой эры Боспор попадает в сферу влияния Римской средиземноморской державы. Правителей в Пантикапее – столице Боспорского царства, по словам Страбона, стали назначать римляне. Есть надпись на каменной плите – это рескрипт царя Аспурга: “Горгиппияне воздвигли Зевсу Сотеру (Спасителю). Царь Аспург, друг римлян, Панталеонту и Феангелу желает здравствовать… я определяю, сообразно данным мною распоряжениям, что на будущее время, правила родственного наследования останутся у них неизменяемыми, согласно наследственному закону Евпатора”.
Некоторые историки считают, что с Аспурга началась династия Рескупоридов, но это сложный вопрос. Уже в эпоху Спартокидов боспорское общество эллинов подвергается явному смешению с варварскими элементами во многих сферах культуры. При новых правителях эта тенденция усилилась, мы все больше видим негреческих имен людей и божеств.
Например, с одной стороны, существовали традиционные фиасы – торгово-религиозные союзы, а с другой – встречаются элементы культовых предметов явно скифо-сарматского типа. Как пример, варварский орнамент в виде головы быка и двух змей у гривны статуи Неокла, датируемой II веком новой эры.
Итак, в I – II веках новой эры происходит новый подъем боспорского общества, развиваются торговые контакты Горгиппии с различными городами Римской империи. Из лапидарных источников известно, что при участи “Совета и Народа Горгиппии” городом управляют магистраты во главе с “наместником царя боспорян”. Вот свидетельство нового расцвета Горгиппии: “Происходящий от предков царей великий царь Тиберий Юлий Савромат, друг цезаря и друг римлян, благочестивый, пожизненный первосвященник августов и благодетель отечества, снесенные стены города воздвиг от основания, дав их городу преумноженные по сравнению с границами предков…”
Первая половина III века новой эры – на границах Боспора начинаются активные передвижения варварских племен во главе с готами. После рокового 239 года новой эры Горгиппия пережила сильнейший пожар, но, подобно Фениксу из пепла, восстала из руин, чтобы вновь в ее стенах затеплилась искорка жизни. Но та Горгиппия уже была бледной тенью прежнего величия: все меньше и меньше в кладах находят монет, улицы не мостятся, дома от того времени представляли жалкие лачуги из дерева и соломы.
И вконец завершило падение Боспорских городов сильнейшее вторжение тюркоязычных гуннов в IV веке новой эры. Здесь кочевники застали город на грани сильного упадка и запустения. О сопротивлении им и не могло быть и речи. Но это уже другая история. Античная эпоха канула в лету истории, но ее наследие в мировой культуре бессмертно.
Литература: И. Т. Кругликова.Анапа 2500 лет/ И. Т. Кругликова – ИльТан, 2007