Венеция! Об этом необычном городе, словно выросшем из воды и слившемся с морем в одно целое, можно рассказывать бесконечно долго. Дорогие читатели, мои приключения в Венеции уже в прошлом, но я мысленно переношусь в те теплые, с соленым привкусом Адриатического моря осенние дни 2012 года новой эры. Я уже писал о самой Венеции и о соборе святого Марка, настала очередь рассказать моим внимательным слушателям о дворце дожей – средоточии бурной жизни торговой республики и неизменном символе города на лагунах.
Итак, на дворе стоял октябрь 2012 года новой эры, и я приехал в Венецию из Равенны, где нашел себе временное пристанище. А приехал я на один день, ибо останавливаться на ночлег в таком переполненном туристами из разных стран городе было бы труднейшей задачей. Да, туристов на самом деле было очень много, и этому способствовала хорошая погода и конечно же отсутствие многих ограничений, которые мы сейчас испытываем на фоне так называемой пандемии коронавируса.
На узких площадках и улочках, на мостах можно было услышать разнообразные говоры и разноцветные одежды, сутолоку. Вот мне, например, пришлось стоять в очереди на остановке. Наконец, подплывает к нам большой катер — род популярного общественного транспорта в Венеции (vaporetto – по итал.), и мы медленно плывем под мостами, по Большому каналу (Gran Canale) необыкновенного города на лагунах. Грациозно скользят по морской глади черные гондолы с ловкими гребцами в светлых шляпах.
Скользят по стенам старинных зданий солнечные “зайчики”, кружат с пронзительными криками морские чайки. И вот мы на месте, выхожу из огромного катера и почти сразу же оказываюсь перед Дворцом Дожей – правителей республики в феодальной Европе. На самом деле по-итальянски его знают как Palazzo Ducale. А слово “дож” происходит от латинского dux (вождь – на латыни). Теперь самое время вам рассказать о великолепном и экстравагантном здании, что высится почти в самом “сердце” города -жемчужины Адриатики.
На протяжении многих столетий Дворец Дожей оставался нервным пульсом республики с ее бурными перипетиями политической борьбы: здесь находились тайная полиция, суд, карцеры и даже камеры пыток и другие административные структуры города. На самом деле трудно просто без восхищения пройти мимо этого экстраординарного сооружения в готическом стиле с элементами барокко.
Как бы вопреки законам физики в этом здании верхняя тяжеловесная часть возведена на легких ажурных арках – это другим словами, архитектурный нонсенс или парадокс. При первом знакомстве с Дворцом Дожей создается впечатление, что это здание опрокинуто вверх дном: два этажа тонких колонн внизу и массивный верхний этаж. Дворец Дожей, что и соседний собор Святого Марка, строился и улучшался много веков, но его творцами были только местные (!) умельцы.
Первый дворец, скорей напоминавший крепостное сооружение, был возведен в 814 году новой эры, а уже во время народного бунта, стоившему жизни дожу Пьетро IV Кандиани дворец сгорел (976 год), но позже был восстановлен. В 1106 году новой эры дворец вновь терпит ущерб от пожара, но вновь был отстроен. Наконец, в XII веке была предпринята новая реконструкция дворца, более кардинальная.
Инициатором был дож Себастьяно Дзиани. А свой вид, который я уже видел своими глазами, здание приобрело в 1314 году новой эры, когда венецианские мастеровые люди приступили к постройке зала заседаний Большого Совета. Работы продолжались почти столетие, и вот в 1422 году новой эры для возведения главного фасада дворца пришлось срыть все старые постройки на этом месте.
Со временем, из-за роста бюрократического аппарата республики внутреннее убранство здания постоянно изменялось. Основные работы были завершены к 1550 году новой эры. Потом, увы, здание вновь пережило пару сильных пожаров (1574 и 1577 годы). После последнего бедствия Дворец Дожей оказался в аварийном состоянии. Власти даже подумывали о сносе последних построек, но вскоре одумались и приняли решение о масштабной реставрации аварийного здания.
В таком виде готический дворец с барочными элементами дожил до наших дней. Но многие элементы так и не остались в сохранности: например, из оконных проемов массивного верхнего этажа со стрельчатыми арками и тонкими колоннами в целостности после пожара 1577 года новой эры остались лишь два крайних окна.
Центральная часть фасадов имеет пару балконов, отделанных весьма искусно – на них выходили верховные правители республики, чтобы показаться перед гражданами. Вход (porta) во дворец дожей располагается почти рядом с собором Святого евангелиста Марка и носит название Porta della Carta (1443 год), что, возможно имеет некоторое отношение к документам (carta – бумага). На самом деле, около входа, здесь находился архив документов, и сидели мелкие чиновники, которые занимались бумажным делопроизводством.
Обилие украшений у портала доведено до крайности, а тонкость техники работ поражает: фантастические животные с орнаментами, арочки, статуи святых и других персон расположены по периметру фасада здания. Скульптурная композиция над порталом изображает крылатого льва Святого Марка и коленопреклоненного перед ним дожа Франческо Фоскари.
Дворец соединен с тюрьмой (Carcere) мостом (Ponte dei Sospiri), который был сооружен приблизительно в 1600 году новой эры. Свое грустное название мост получил оттого, что сквозь его зарешеченные окна осужденные бросали последние взгляды на море, солнце и небо Венеции. Здесь же и пребывал в заточении знаменитый авантюрист XVIII века ловелас Джакомо Казанова.
А Джордж Байрон, страстный почитатель Италии и романтик в душе провел здесь одну ночь в качестве добровольного узника, чтобы испытать острые ощущения. Плавная линия крыши моста украшена ракушками волют и продолжает изгиб несущей конструкции – арки моста. На фасадах дворца также можно увидеть другие скульптуры: “Опьянение Ноя”, “Адам и Ева”, “Суд Соломона” а также египетский барельеф (IV век) у входа, который изображает фигуры четырех тетрархов времен поздней римской Империи.
А над зданием – средоточием политической жизни республики — высится Башня часов (la Torre degli orologi), доставшаяся нам в наследство от далекого XV века. Она примечательна сама по себе – высокое прямоугольное здание, разделенное на четыре яруса и покоящееся на однопролетной арке. Циферблат достоин огромного восхищения: на часах отмечены часы и минуты, фазы Луны, положение Солнца среди зодиакальных знаков. А над часами – скульптура Мадонны.
Во внутреннем дворике любопытный турист увидит статуи “Марс” и “Нептун” (1567 год) работы Якопо Сансовино. Эти скульптуры символизируют господство Венеции на суше и море. На самом деле дворец дожей не является собственно дворцом, здесь имеются разные помещения: зал Антиколлегии, зал Сената, Большого Совета и, наконец, знаменитый зал легендарного суда — Совета Десяти. Зал Антиколлегии предназначался для приема послов из разных заморских стран и других важных гостей, приезжавших в Венецию по важным дипломатическим делам.
В огромном зале Большого Совета находятся портреты первых 76 дожей Венеции. А вот Совет десяти под главенством самого дожа в свое время наводил ужас на многих венецианских граждан: именно в этих стенах этого учреждения слушались дела по политическим преступникам и выносились страшные вердикты. Письменные доносы опускались в специально оборудованное место под названием “пасть льва” (la bocca di leone – по итал.). Жаль, что у меня не было времени посмотреть интерьер Дворца Дожей, иначе я бы написал еще больше строк о внутреннем убранстве этого необычного здания.
Венеция не имела крепостей, подобно многим другим городам Европы того времени, она полагалась только на двух союзников – море и флот. Республика с дожами просуществовала достаточно долго – с VII века по XVIII век (!). Сама венецианская республика не была идеальным государством, даже по тем временам, гражданское общество в Венеции не было сильно развитым, как в современной Европе, но верховенство закона в Венеции имело силу, и олицетворением этого политического строя и был Дворец Дожей. Именно в прочности политического режима и в республиканских учреждениях таится секрет живучести Венецианской республики. До новых встреч, друзья!
Литература:
- The national geographic traveler. Италия. Тим Джепсон. – М.: Издательство “Астрель”, 2004
- 100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.