Италия! Страна бирюзового моря и яркого солнца, кипарисовых аллей и фиолетовых от лаванды полей! Но красоты природы и шикарные пейзажи — это еще не все. Тут также множество памятников, свидетелей прошлого. По статистике, 40 % от мирового культурного наследия памятников истории находится именно в Италии, эта страна поистине музей под открытым небом. Не исключением является также и Рим, Вечный город.
Когда я впервые оказался в заграничной поездке по делам учебы, моим первым городом для тщательного ознакомления стала столица Италии. Жарким летом 2011 года новой эры я прибыл на вокзал Roma Termini с большим багажом, но к счастью для меня место моего временного проживания оказалось неподалеку от вокзала и от исторического центра.
Одинокая синьора солидного возраста приняла меня радушно, но, конечно, за определенную плату предоставила мне почти все в ее квартире в мое распоряжение. Оставив багаж и подкрепившись, я отправился гулять по историческому центру. У меня в тот день, утомленного от долгой дороги (я ехал на российском поезде дальнего следования из Москвы до Милана, а дальше на обычной итальянской электричке из Ломбардии в Лацио.
И вот, столица Италии гостеприимно, но не всегда, правда, распахнула свои жаркие объятия. Хорошо помню, что первым из памятников античности мне показался вдали Колизей. Его было видно издалека в просвете узких римских улочек. Потом, с нетерпением и с пылающим взором подойдя поближе, я удивился его монументальным размерам. Его вблизи, как видно на фото, невозможно объять полностью. А вот издалека этот амфитеатр не становится жалким, его величие в сравнении с другими все же поражает.
Итак, Колизей. Место славы империи, свидетель инженерного гения римлян, рев толпы, кровь на арене, замученные жертвы и темная страница кровавой изнанки блестящего периода Империи.
Поначалу этот памятник звался как амфитеатр Флавиев. И имя его прочно связывают с наиболее ярким представителем этой славной династии — императором Веспасианом. После самоубийства Нерона в 68 году новой эры Веспасиан распорядился разрушить дворец деспотичного правителя, расплавил золотую статую Нерона, а на месте водоема заложил первый камень будущего амфитеатра.
После подавления иудейского восстания император изъял огромные суммы денег из храма в Иерусалиме и эти средства направил на строительство Колизея, чтобы увенчать победоносный исход иудейской кампании возведением самого крупного памятника Рима той эпохи. Это было стремление показать, что римляне могут возводить сооружения не хуже, чем египтяне — свои величественные пирамиды.
Итак, зеленый свет строительству был дан в 70 году новой эры, но строительство не было еще завершено при жизни Веспасиана, его дело продолжил его скромный сын Тит. Торжественная церемония открытия была проведена в 80 году новой эры, а последние детали и завершающие аккорды здания были закончены уже при другом сыне Веспасиана — Домициане. В Средние века громадный монумент получил более распространенное название Colossus, Coliseum (то есть великан).
Сквозь арочные проемы легендарного амфитеатра ярко светит палящее римское солнце, на небе почти не облачка, с криками над головой пролетают частые обитатели этих мест – морские чайки. Туристов около Колизея множество, проводятся экскурсии, но их надо бронировать заранее. И, оказалось, что обойти Колизей сразу с ходу просто так нельзя.
Его размеры поражают. Он имеет форму эллипса, его несущие конструкции — большие арки-вомитории (выходы) в количестве около 80 (не все они сохранились), 240 деревянных опор-арок в три яруса окружали амфитеатр снаружи и поддерживали огромный тент (веларий), служивший защитой от солнца и дождя. Сводчатые галереи были местом отдыха посетителей и розничной торговли. Арок так много, что легко сбиться со счета, еще и не начав его. Но при этом сохраняется ощущение разнообразия, унылого впечатления от непрерывного ряда не создается. Даже в те далекие времена амфитеатр мог вмесить около 50000 зрителей, что и для современных футбольных стадионов эта цифра внушительная.
Арена с блоками для ее подъема и опускания была посыпана песком, чтобы не дать возможности участникам боев скользить во время кровавых зрелищ. Внизу здания – множество ходов, перегородок, подъемников, что служили для выхода бойцов и зверей на арену. И даже с помощью каналов и водопроводов арена могла служить местом морских сражений – навмахий (от слова navius – корабль).
С внешней стороны Колизей был отделан отборными сортами мрамора и украшен статуями, а внутри располагались 80 рядов для зрителей, 64 входа служили для организованного впуска в здание толпы, требующей хлеба и зрелищ. В нижней части амфитеатра находились места для сенаторов и прочих сановников, а также тронное место для самого императора. В первом ярусе мы видим суровые колонны самого древнейшего стиля – дорические, во втором – с завитушками ионические, на третьем – роскошные коринфские, с кудрявыми капителями.
Во времена правления Веспасиана статус гладиаторских боев или munera (исполнение долга) был относительно невелик. Этим сначала занимались специальные магистраты – эдилы, но потом, в связи с тем, что жестокие зрелища становились все популярней, эту обязанность стали брать на себя и частные лица из богатых граждан Рима. И только в императорскую эпоху значение игр настолько возросло, что их устраивали за свой счет и по своему усмотрению императоры.
Судьба сражающихся на арене часто висела на волоске и находилась в руках зрителей. Победителя встречали овациями и дарили им венки, а проигравших ждало или помилование или смерть. Большой палец руки, обращенный кверху был жестом милости, а опущенный – смертным приговором. Последнее слово оставалось за императором.
Перед Колизеем местные в костюмах императорского Рима развлекают прохожих. “Император” и его “преторианцы” предлагают туристам совместное фото на фоне амфитеатра. Разумеется, не бесплатно. Хоть и много туристов в Риме, но летняя безмятежная погода и свежий ветер с Тирренского моря навевали на меня самые миролюбивые мысли. Мы можем только в своем воображении представить страшные картины кровавых гладиаторских боев и травли зверей. И да, в качестве потенциальных жертв на арену выпускали и христиан, которые встречали свою смерть лицом к лицу со свирепыми хищниками.
Но с упадком языческой империи и распространения христианства менялась мораль, менялось и отношение к играм. Сам Колизей как символ величия империи тоже приходил в упадок. В 240 году новой эры пожар уничтожил большую часть деревянных деталей амфитеатра, а впоследствии землетрясения и возгорания продолжали свою разрушительную работу. После падения Западной Римской империи Колизей служил местом для кладбища, мастерских, каменоломен и даже для христианских культов.
Многое выдающее сотворили римские инженеры в свое время, но амфитеатр конечно, превзошел всех не только как символ величия империи, но и зловещее место гибели многих невинных людей. Когда пишу я эти строки, я, конечно, не оправдываю кровавые зрелища на потеху кровожадной толпы. Были, даже в те времена противники гладиаторских боев (Луций Сенека, Марк Аврелий). Постепенно интерес к играм угасал, тем более декретом Феодосия в 392 году новой эры христианство было объявлено единственной законной религией на территории империи, но это уже другая история.
Сам амфитеатр пережил далекие языческие времена, и его монументальный корпус очень часто предстает взорам любопытного туриста, если подняться на один из легендарных холмов Рима, что неподалеку от него.
Литература: The national geographic traveler. Италия. Тим Джепсон. – М.: Издательство “Астрель”, 2004
100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.