Дорогие мои читатели, если кто из вас видел воочию Петергоф, то, конечно же, знает, что существует и Версаль. Кому отдать предпочтение, это дело вкуса. Но, на мой трезвый взгляд, они оба стоят друг друга. XVII и XVIII век в России и Франции был приблизительно одинаковым и по форме и, по сути. В политической сфере — это век становления и укрепления абсолютизма королей, как гарантов существования государства. «Государство — это я», как любил выражаться король-Солнце Людовик XIV. В философии и науке — это эпоха просвещения, когда во главу угла ставится разум человека и его право на деятельность. В искусстве мы видим переход от причудливого барокко с его остатками гуманистических идеалов к строгому классицизму, к стройным формам, к монументализму, как в государстве с неограниченным правом королей. Когда Людовик XIV принял королевскую власть от предшественников, он во всеуслышание на совете сановников заявил: «Настало время взять бразды правления. Вы окажете мне любезность своими советами, если я их потребую.»
Итак, в 2015 году новой эры я совершал турне по Европе, конечным венцом которого было посещение Парижа. И вот, покинув пригород Брюсселя ранним утром, мы на автобусе отправились в сторону столицы Франции. Погода утром была туманной, прохладной, временами дул неприятный ветер, да набегали тучи на небе. Еще не посмотрев показательную экскурсию по Парижу, часть наших туристов выбрала поездку в Версаль, и среди них был я. И не пожалел об этом. И если Париж — корона Франции, то Версаль — это жемчужина на французской короне, увенчанной лилиями.
Но начало у Версаля было совсем малообещающим. По свидетельству современников, эта унылая деревушка к западу от Франции не отличалась красотой пейзажа и здоровым климатом. Но все изменилось, когда от своего отца Людовика XIII, через регентство кардинала Мазарини, Людовик XIV унаследовал трон Франции, которая в то время была одной из ведущих держав Европы. В отличие от своего неприметного отца, Людовик XIV отличался сильным тщеславием. Не зря его прозвали «Король-Солнце», ибо он утвердил божественное право на абсолютную власть и полностью воплотил эту монархическую идею в самой своей летней резиденции. Надо сказать, что Версаль строился долго, но оно того стоило.
Мы высыпали из автобуса и направились за гидом к огромным воротам, что вели ко дворцу и парку. Туристов было очень много, в воздухе раздавалась многоголосая смесь из разных языков; то тут, то там в полном боевом облачении появлялись французские стражи правопорядка, скрупулезно патрулирующие улицы. Чтобы попасть внутрь, надо было отстоять очередь из многочисленных туристов. Пройдя проверку и немного устав от ожидания, мы вошли на территорию бывшей королевской резиденции, теперь уже национального музея-усадьбы. Наш ждал великолепный дворец, а вот посещение огромного парка пришлось, увы, ограничить. Возможно, из-за нехватки времени или из-за обилия туристов, особенно из Китая. Франция, вообще находится на первых местах в мире по количеству приезжающих туристов, так что удивляться было тут нечему.
Надо сказать, что идея Версаля возникла у Людовика XIV неслучайно. В детстве будущий король был свидетелем уличных боев в Париже, известных как Фронда. Желая поставить мятежную аристократию и поднимающую голову буржуазию под контроль, король задумал перенести резиденцию в пригороды Парижа, где не витал мятежный дух столицы. В Версале парламент и прочие сановники не станут докучать его со своими претензиями, так думал Людовик XIV. И он не ошибся.
Начались работы в 1669 году новой эры. Конкурс на проведение работ по реорганизации местности и постройки величественного архитектурно-ландшафтного ансамбля выиграл Л. Лево. Но, несмотря на это, Людовик XIV на свои средства нанял лучших специалистов своего королевства — Ш. Лебрена и А. Ленотра. Лево, учтя все пожелания короля, выдвинул проект, согласно которому скромный охотничий домик Людовика XIII был органично включен в новый план Версаля. Все в его архитектуре и интерьере подчинялось единому замыслу — возвеличиванию французского абсолютизма с божественной властью королей. Охотничий домик отца Людовика XIV оказался расширенным с трех сторон, кроме одной. И новый дворец стал действительно дворцом, а не домиком. В чем его характерные черты? Во-первых, плоская крыша, которая вызывала неудобства в период больших дождей. Но королю угодно было жить именно под такой крышей, которая имитировала итальянские черты в архитектуре. Во-вторых, это анфилада комнат по пути к королевской опочивальне с огромной кроватью из дорогих пород дерева и металла, с одеялами из тончайшей ткани, искусно расшитой жемчугом. А сама анфилада состояла из разных залов: Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и других античных богов и героев. Расчет делался на быструю смену впечатлений. В-третьих, наличие парадной залы для приема гостей — Зеркальной комнаты. Комната — это, конечно мягко сказано. Это огромная галерея, обставленная с необычайной роскошью интерьера, длина которой 73 метра, а ширина — 10,5 метра. Кроме того, добавьте к этому 17 окон, 15 ниш с зеркалами. Ну и конечно, здесь представлены бесчисленные картины, статуи и даже вазы с деревьями! На потолке изящные лепнины, огромные люстры, барельефы колонн. В-четвертых, сложный и пышный церемониал, в соответствии с которым все французское общество, подобно спутникам вращалось вокруг короля-солнца. Каждый сановник, будь то мужчина или женщина занимал определенное место в церемониале, исходя из своего социального статуса, начиная с начала королевского пробуждения — «petit levee» («малого восхода»).
Мы медленно проходим по анфиладам комнат c бесчисленными зеркалами и прочими украшениями, залитым солнечным светом парижской осени. Туристов, как всегда, множество, и часто они попадают в поле зрения фотоаппарата. Я уже думал о парках Версаля, но увы. Моя прогулка на свежем воздухе Версаля не состоялась, хотя вначале была надежда на это: либо из-за закрытия парков, как видно на фото, либо из-за тривиальной нехватки времени. Мы возвращались в шумный, богемный и такой многоликий Париж, где дышалось не так легко и хорошо, как в Версале. Этот грандиозный ансамбль из 101 (!) гектара был завершен лишь в 1682 году новой эры и мог вмещать одновременно около 25 000 человек. Каковы же издержки этого титанического труда нескольких лет? Пишут о 38000 рабочих, живших в бараках, многие из которых заболевали от тяжелого труда, малярии или даже умирали. По одним данным, король не считался с жертвами, по другим — он приказал возвести госпитали для заболевших подданых и выплачивать пособия по инвалидности, и по смерти кормильца семьи.
Погода солнечная, словно напоминающая о том величии, которое оставил в наследство французам король-солнце. Версаль великолепен, это поистине сокровище мировой культуры. Но помня, с какими жертвами все это было сопряжено, невольно задаешься вопросом: разве цель оправдывает средства? Абсолютизм — это благо или зло? Но, как бы то ни было, все абсолютные монархи тогдашней Европы при возведении своих загородных резиденций в большей или меньшей степени копировали французский Версаль, в том числе и русский император Петр I. Но я думаю, что по масштабам и великолепию Петергоф вряд ли уступает Версалю.
Литература:
100 великих чудес света/Автор-составитель Н. А. Ионина. — М.: Вече, 1999.
Когда, где, почему и как это произошло. Авторское право 1993. The Readers Digest Association Limited, Лондон.
Его официальной супругой в 1660 году стала сверстница, испанская инфанта Мария Терезия, приходившаяся Людовику двоюродной сестрой и по отцу, и по матери. Проблема этого брака, однако, была не в близких родственных связях супругов. Людовик просто не любил Марию Терезию, но покорно согласился на женитьбу, имевшую важное политическое значение. Супруга родила королю шестерых детей, но пятеро из них умерли в детском возрасте. Выжил лишь первенец, названный, как и отец, Людовиком и вошедший в историю под именем Великий Дофин .
Здравствуйте! Спасибо за информацию. Очень приятно ваше внимание.
Франсуаза любила роскошь и не любила считать деньги. Именно маркиза де Монтеспан развернула правление Людовика XIV от обдуманного выстраивания бюджета к безудержным и неограниченным тратам. Капризная, завистливая, властная и амбициозная Франсуаза умела подчинять короля своей воле. Для неё были построены новые апартаменты в Версале, она сумела устроить на значительные государственные посты всех своих близких родственников. Франсуаза де Монтеспан родила Людовику семерых детей, четверо из которых дожили до зрелого возраста.
Здравствуйте! Спасибо за ликбез. Очень приятно мне внимание читателей.
Но отношения между Франсуазой и королём не были столь верными, как с Луизой. Людовик позволял себе увлечения и помимо официальной фаворитки, что вызывало ярость у госпожи де Монтеспан. Чтобы сохранить короля при себе, она стала заниматься чёрной магией и даже оказалась замешана в громком деле об отравлениях. Король не стал карать её смертью, но лишил её статуса фаворитки, что было для неё куда страшнее. Как и её предшественница, Луиза ле Лавальер, маркиза де Монтеспан сменила королевские покои на монастырь.
Здравствуйте! Очень занятно, спасибо за внимание.
13 апреля 1711 года умер его сын, Великий Дофин Людовик. В феврале 1712 года скончался старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года упал с лошади и несколько дней спустя скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский. Единственным наследником остался 4-летний правнук короля, младший сын герцога Бургундского. Если бы и этот малыш скончался, престол после смерти Людовика остался бы вакантным.