Город на Неве, вторая столица России, Петров град, Северная Венеция – каких только эпитетов не удостаивается Санкт-Петербург второй по величине город, расположенный на крайнем северо-западе необъятной страны! На самом деле Петербург не такой древний город как Москва, история его намного моложе, но по количеству достопримечательностей он вполне может поспорить со столицей России. Самые грандиозные памятники в Петербурге остались нам в наследство от имперской эпохи династии Романовых. И об одном из них я вам расскажу.
На самом деле в первый раз я посетил Петербург еще в бытность школяром, когда в последних классах школы мы совершили туристическую поездку на автобусе, и она запомнилась мне на всю жизнь. А было это еще в “лихие” 90-е годы, точную дату я не помню, но тогда стояла теплая осень. И тогда я впервые с ребятами увидел огромный Исаакиевский собор около знаменитой Сенатской площади. Конечно, было даже интересно выбраться из рутины скучного провинциального городка и увидеть воочию “вторую столицу” России, которая когда-то была ее настоящей столицей – эпохи Российской империи.
А вот во второй раз я увидел уже хмурый Петербург, когда возвращался из столицы Финляндии на автобусе мартовской порой, и помню все до мельчайших подробностей. У меня была пересадка в Петербурге, и ввиду того, что у меня нашлось свободное время в ожидании автобуса до Москвы, я решил с пользой потратить свободное время. И я отправился пешком по городу. Хотя, нет не совсем пешком, воспользовался я также и метрополитеном, который считается одним из самых глубоких в мире. Погода тогда в марте была не очень приятной: уже не было морозов, но временами с Невы дул очень холодный, пронизывающий ветер, и небо было очень мрачным. Лица прохожих местных тоже были не очень радостными, но иностранных туристов в то время уже было немало. Где-то я повстречался с группой итальянцев, которые с хмурыми лицами бродили по городу. Я взял карту города в местном бюро как раз на Исаакиевской площади, и огляделся вокруг. Классическая красота и сдержанная роскошь, да и только! Собор действительно впечатляет своими размерами и благородными очертаниями, и неудивительно – он построен в духе классицизма. Окон совсем мало, но весь обложен мрамором. Любопытно, что собор построен был на деревянных (!) сваях, поверх которых уложен камень. Фундамент состоит из огромной массы гранита, а цоколь здания вымощен красным гранитом их соседней Финляндии, которая уже тогда вошла в состав Российской империи. И эти природные камни из гранитной породы в большом количестве я видел у самой границы двух стран и в окрестностях Хельсинки, откуда я возвращался домой.
А теперь я расскажу немного об основании Петербурга. А начиналось все не так уж хорошо для России, петровская Русь к этому времени увязла в Северной войне против сильнейшей по тем временам в Европе шведской армии. И только решительные реформы в армии и промышленности позволили Петру I переломить ход трудной войны в свою пользу. И одним из факторов успеха петровских усилий “прорубить окно” в Европу стало создание сильного флота, а новый порт на северо-западных рубежах России отвечал этим требованиям Петра. Именно Петербург и должен был стать важным местом, с которого и начиналась история новой эпохи – Петровской. А сподвижник Петра I Александр Меншиков предсказал, что город на Неве станет северной Венецией, но я имею право сказать (потому что бывал в обеих городах), что в этом плане Петербургу далеко до Венеции – настоящая Венеция только одна.
В 1703 году на отвоеванном у шведов болотистом клочке земли в устье Невы начали возводить насыпи и первые постройки. Кстати, план будущего города начертал сам царь на чертежах. Осуществляя свой план, Петр доверился иностранным инженерам, среди которых выделялся архитектор Доменико Трезини. Но итальянец больше вдохновлялся голландскими проектами градостроительства и превратил Санкт-Петербург в классический образец в стиле раннего барокко — с широкими улицами и большими зданиями.
Город медленно, но упрямо рос и расширялся не только вокруг, но и ввысь. Наверх, к небу устремились башни крепостей, крыши купеческих домов и шпили соборов. И одним из таких религиозных зданий стал алтарь в честь Исаака Далматского из дерева. Потом возвели Исаакиевскую церковь, уже из камня, на видном берегу Невы.
Петр I писал позже: “Не могу не написать тебе из этого рая. Действительно, мы живем на небесах”. И так оказалось, что эти ранние церковные постройки после смерти Петра I пережили различные бедствия и перестройки, но только ужасающее знамение (по мнению глубоко верующих людей того времени) от 9 апреля 1816 года новой эры, в самый день Пасхи, когда во время молебна, штукатурка посыпалась на пол храма, поставило крест на планах российских монархов строить здесь храм на основе старых чертежей.
И тогда царь Александр I решился полностью переделать собор имени Исаакия. В планах было улучшить здание замечательными творениями рук человеческих, чтобы храм привлекал верующих и очаровывал.
В 1817 году новой эры начинается новая веха в непростой судьбе Исаакиевского собора. Именно тогда император России дал указ малоизвестному французу Огюсту Монферрану составить план строительства. Архитектор из Франции не имел большого опыт в своем деле, но оказался талантливым специалистом.
Но на самом деле возведение нового здания велось почти без чертежей (!). Так, проект, утвержденный царем, вмещал в себя только два чертежных листа и план. Это приводило к тому, что архитектору по ходу строительства приходилось корректировать разные детали храма в соответствии с полученными результатами работ. Причем очень часто Монферран вынужден был попросту переделывать первоначальные эскизные наброски.
После загадочной смерти Александра I и восстания декабристов, непосредственным свидетелем которого оказался и строящийся храм в честь Исаакия, на площадке собора появляется новый российский монарх. Николая I часто называют “жандармом Европы”, забывая, что этот царь имел очень хорошее представление об искусстве и был очень внимателен к мелочам. Николай I, покровитель искусства с головой окунулся в проект Монферрана: лично пересмотрел эскизы, планы и сделал некоторые изменения касательно внешнего облика собора. Например, вместо облицовки белым камнем Николай I назначил серый мрамор, а собственно, для колонн – гранит. И в этом проекте Исаакиевский собор был освящен 30 мая 1858 года – в день рождения Петра Великого.
Когда обходишь собор, поражаешься его громадности. В портиках здания впечатляют монументальные ступени из огромных каменных плит красного оттенка, что ведут внутрь собора. Плиты являются основанием для колоннады здания, колонны эти массивны и сотворены из цельного камня. Стены из кирпича, но в важных местах для опоры сделаны из финского гранита, они возводились после монтажа колонн. В четырех портиках величественного собора размещены 48 колонн (а всего в здании 112 этих архитектурных элементов). Над портиками – фронтоны с барельефами.
Огромный купол Исаакиевского собора с 24 окнами выдается на высоту около 101, 5 метра, а его нижний ярус окружает колоннада из 24 гранитных деталей. На балюстраде представлен сонм херувимов, тоже в количестве 24 небожителей из бронзы. Ну а на самой макушке здания — крест, который был поставлен в сентябре 1839 года новой эры, причем под маленьким куполом с этим христианским символом была устроена молельня (!).
А в 1931 году новой эры храм Исаакия не постигла судьба храма Христа Спасителя в Москве, который был взорван по приказу Сталина. Вместо этого Исаакиевский собор в Ленинграде сделали музеем. И иногда главный собор Петербурга называют музеем цветного камня.
Конечно, собор Исаакия по размерам и роскоши уступает собору святого Марка в Венеции или собору святого Стефана в Вене, но гармония частей и цельность композиции делают его одной из визитных карточек второй столицы России. До новых встреч на просторах нашей необъятной страны!
Литература:
100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.
Когда, где, почему и как это произошло. Авторское право 1993. The Readers Digest Association Limited, Лондон.