
Дорогие читатели, я уже писал вам про столицу Франции. Мои статьи были посвящены собору Парижской Богоматери и Эйфелевой башне. Эти достопримечательности знает, наверное, каждый взрослый турист. В Париже, городе- символе “La belle epoque” (что переводится как Прекрасная эпоха) многие здания относятся к периоду средневековья и Нового времени: здесь представлена гамма стилей – от “пламенеющей готики” через классицизм к ампиру. Во французской столице, городе контрастов, я провел чуть менее двух дней, осенняя погода в Париже была не всегда хорошая, но самые знаменитые места нам удалось посетить. Тем, не менее, в Париже есть здания, словно совершенно чуждые ему по духу с его тягой к богемной жизни.
И одно из таких зданий, что было построено относительно недавно – центр Помпиду недалеко от кафе Бобур (Beaubourg). И если гениальную идею инженера Густава Эйфеля с его новаторской башней пусть не сразу, но все же удалось признать в Париже, то здание в честь Жоржа Помпиду, президента Франции, высится, словно чужеродное тело почти в центре столицы Франции, неподалеку от острова Сите с его знаменитым собором и зданием мэрии. С виду утилитарное здание центра Помпиду с его трубами и кабелями и внешними лестницами напоминает нефтеперегонный завод или огромный склад. Вот просто сначала трудно было вот так принять это архитектурное “недоразумение” почти в центре Парижа.
Итак, на дворе сентябрь 2015 года новой эры, и я с другими туристами в столице Франции. Посетив в свободное от экскурсий время самые знаменитые достопримечательности Парижа и вдоволь нагулявшись, я возвращался в место нашего сбора, как вдруг, среди тесных узких улиц мегаполиса наткнулся на это, на первый взгляд уродливое здание. И ладно, не придал бы ему значение и не сделал бы фото. Но потом вспомнил, что это здание является одним из смелых архитектурных решений и символом XX века с его тягой к новаторству и дерзким проектам.
Пожалуй, самое время рассказать вам немного об этом причудливом строении. А история этого немного необычного для Парижа здания такова. В 1969 году новой эры после ухода с поста президента Пятой республики де Голля главой страны становится Жорж Помпиду (1969-/74). Именно тогда на месте заброшенной стройки на пустыре, оставшейся с 30-х годов прошлого века, заложили первый камень для здания, что должно было стать выставочным комплексом с магазинами и прочей инфраструктурой. Cтиль выбрали весьма оригинальный для того времени – “хай-тек” (high tech, что переводится как “высокие технологии”).
На тендер разных проектов из 49 государств мира поступило много предложений в количестве 681(!) единица. В итоге заказчики (возможно, мэрия Парижа) остановили свой выбор на смелом проекте иностранных инженеров – итальянца Ренцо Пьяно и британца Ричарда Роджерса. Многофункциональный комплекс был завершен в 1977 году, уже после отставки президента Помпиду. Но название он свое сохранил, правда в просторечии затейливое чудо техники иногда именуют просто Бобур, по имени находящегося рядом знаменитого кафе Бобур (Beaubourg). И сразу же после церемонии открытия комплекса у нему потянулись любопытные парижане и даже туристы из других мест и стран. Тут по посещаемости утилитарное здание в честь Помпиду может поспорить даже с роскошным Лувром.
А дело в том, что в здании Бобур практичные французы разместили экспонаты музея современного искусства, и регулярно проводятся выставки, а также имеется даже публичная библиотека с книжным фондом из более чем миллиона (!) томов. Здесь представлены книги и журналы по многим тематикам, а также аппараты для чтения диапозитивов, кассет, дисков с разного рода полезной информацией.
Но не все парижане сразу оценили практичность и смелость этого архитектурного решения в стиле “хай-тек”. Нашлись, конечно, как всегда рьяные противники кардинальных нововведений. Ретрограды всех мастей, явно забыв о том, что Эйфелеву башню тоже не сразу все полюбили, восприняли присутствие, по их мнению, “уродливой” и чисто утилитарной металлической конструкции весьма болезненно. По мнению противников новшеств, центр Помпиду явно лишен каких-либо эстетических черт: трубы и кабели вкупе с внешними лестницами без всякой отделки уродуют пространство французской столицы, причем даже несущие конструкции и элементы выставлены напоказ.
Но изюминка Бобура, по мнению его авторов, заключается в концепции непрерывного развития: здание имеет незавершенную структуру, подобно “машине, собирающей и передающей информацию”. Архитектура центра Помпиду ориентирована на изменения в будущем; все конструкции ярко окрашены, а общее цветовое решение имеет резон: красным цветом обозначены транспортные коммуникации (траволаторы, лифты, лестницы), в желтый цвет выкрашена электропроводка, в зеленый – трубы и агрегаты водоснабжения, белым обозначены отопительные трубы, а кондиционеры имеют голубой цвет.
Поэтому у этого здания, особенно в наше время, имеется полное принятие его в архитектурное убранство Парижа, но не в качестве органического завершения к классическому стилю, а в качестве новаторского дополнения для демонстрации научно-технической революции. И да, помимо выставки и библиотеки здесь также имеется кинотеатр и концертный зал, рестораны, детская площадка. А в подвалах экстравагантного здания разместили комплекс ультрасовременных акустических лабораторий (!). К тому же пространство вокруг Бобура оказалось свободным для импровизации смелых идей новаторов. Здесь – пешеходная зона, велопарковка, зеленые насаждения.
Интересно, что центр Помпиду не оставил никого равнодушным: о нем составлены монографии, написаны книги и несметное количество статей, названия которых говорят сами за себя. “Суперрынок культуры”, “Ангар искусства” … И так далее…
Очень пожалел я, что времени в Париже было у нас немного, иначе я бы, конечно, зашел внутрь и осмотрел бы это неординарное здание и познакомился бы с его внутренней жизнью, которая кипит так же, как и оживленные улицы Парижа. До новых встреч, друзья!
Литература:
100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.