“Архангельское – подмосковный Версаль”. Дополнение и экскурсия по усадьбе.

, “Архангельское – подмосковный Версаль”. Дополнение и экскурсия по усадьбе., Danilist

, “Архангельское – подмосковный Версаль”. Дополнение и экскурсия по усадьбе., Danilist

“Архангельское – подмосковный Версаль”.

 

Дорогие мои читатели, ну вот мы снова с вами встретились! На этот раз я расскажу вам об интересном и красивом месте, которое находится совсем недалеко от места моего проживания. Речь идет об усадьбе Архангельское, которая расположена в Красногорском районе. Свои похождения, как я делал довольно часто, на этот счет я описывать не буду, так как живу здесь постоянно, и в усадьбу заглянуть мне всегда нетрудно. Хотел бы спросить вас, мои друзья: какие дни работы обычно бывают у музеев? Так вот, обычно с музеями дело обстоит так: понедельник, а часто и вторник — выходные, а в остальные дни музеи всегда рады своим посетителям, благо их всегда достаточно. Пожалуй, теперь перейду к интересной, а иногда и драматичной истории усадьбы Архангельское. Я нашел интересную литературу в местной библиотеке, и мне очень понравилась концепция выделения основных вех в истории “подмосковного Версаля”, как часто именуют Архангельское. Итак, начнем с седой старины.

“От села к усадьбе. Село Уполозы: трудное начало” (1530 – 1720 годы).

Первое упоминание относится к XVI веку и связано с именем владельца села А. Уполоцкого (с 1537 г.). В 1646 году после постройки каменного храма Михаила Архангела село стало именоваться Архангельским. Село неоднократно меняло владельцев. Как правило, это были служилые люди московского царя.

Историческое ядро усадьбы – восточная часть, около храма Архангела Михаила. К середине XVII века вотчина “по родству” состояла из собственно села Архангельского и деревни Захарково. В Российской империи существовала большая разница между селом и деревней: cело до революции 1917 года обязательно должно было иметь свой приходский храм (церковь) и погост (кладбище), а деревня была лишена таких атрибутов и всегда строилась из деревянных материалов.

Село имело чисто хозяйственную функцию, однако в конце XVII века по образцу царских теремов (палат) и парков появились первые строения, служащие для разного рода утех, оранжереи, здания типа бань и так далее. Все деревянные строения хозяйственного назначения до наших дней не сохранились.

В 1703 году усадьбу приобрел видный сановник Дмитрий Голицын. После 1730 года (переезда сюда Голицына), здесь начинается строительство, начался новый этап в истории усадьбы: построен господский дом и регулярный, по французскому рецепту, парк. Дмитрий Голицын заложил основу для дальнейшего развития усадьбы. Ядро имения было перенесено в центральную часть, где рельеф более пологий.

В 1742 году в свои права здесь вступил Алексей Голицын, сын Дмитрия Голицына. В центральной части построили новый деревянный дом, который копировал европейские классические формы. Увы, внук Дмитрия Голицына Николай Голицын приказал уничтожить все прежние строения из дерева.

Зарождение классической усадьбы. “Подмосковный Версаль” (1780 – 1810 годы).

К 1768 году при Николае Голицыне территория Архангельского расширяется за счет включения поселения Никольское, поселения Воронки, Ивановского, Лохина, Раздор (это данные за 1800 год). Усадьба переживала тогда строительный бум. В основе ее лежал проект дворца от французского зодчего Шарля де Герна с парадным двором и колоннадой по периметру. Работы начались в 1784 году. Таким образом, в 80 – 90 годы XVIII века предыдущий сад во французском стиле уступает новому, более роскошному с террасами, многочисленными постройками, скульптурами. Этот великолепный ансамбль дополнили две оранжереи, и планировка приобретает правильную прямоугольную форму со строгой симметрией относительно въезда в усадьбу. Было улучшено снабжение фонтанов, также был построен павильон “Каприз” и Библиотека. Но существовали и другие постройки хозяйственного назначения вместе с пастбищами и огородами. Здесь бывали: Павел I, Александр I, Н. Карамзин, А. Герцен. И восхищенные красивыми видами природы и искусства оставляли после себя положительные отзывы и воспоминания. Например, Карамзин писал: “Счастливое, редкое местоположение!”. А вот выдержки из Герцена: “Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москва-реки до дороги.

Здесь человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно”.

К сожалению, князь Николай Голицын пережил банкротство, а потом после кончины видного вельможи его супруга была вынуждена заложить усадьбу на аукционе.

Расцвет, “юсуповский период” (1810 – 1917 годы).
Новым владельцем в то время становится Николай Юсупов-ст. Этот богатейший по тем временам вельможа даже для этого заплатил немалую сумму, но по-другому он не мог – Юсупов был страстным коллекционером и эстетом. Он сумел провести реконструкцию, завершить постройку дворцово-паркового ансамбля и развить его, несмотря на невзгоды (Отечественной войны, так называемой “грозы 1812 года” и пожара 1820 года). Облик тогдашней усадьбы окончательно приобретает европейский стиль, по классическим канонам (Версаль, Петергоф). Была размещена знаменитая картинная галерея из 500 единиц западноевропейской живописи XVII – XIX веков. Помимо этого, усадьба пополнилась скульптурами в парках. И конечно же, по проекту итальянского зодчего Пьетро Гонзага был возведен одноименный театр, правда за пределами основной территории усадьбы, около современного Ильинского шоссе. Как раз за пределами основной застройки усадьбы была создана Аполлонова роща. Этот лесопарковый участок стал так именоваться из-за мраморной статуи древнегреческого бога Аполлона, под началом которого появились в Элладе науки и искусства. Постамент со статуей небожителя находился в центре восьми соединяющихся в одной точке аллей. До настоящего времени многие постройки здесь не сохранились, но роща увеличилась почти в два раза, протянувшись до Воронков и до Горятинского пруда; таким образом, заняв сельскохозяйственные угодья к северу от нее. К тому же здесь появилась фарфоровая фабрика, возникли многочисленные оранжереи, зверинцы, а также водонапорная башня и даже “огненная паровая машина”. А хлебопашескими угодьями пришлось пожертвовать. Князь Юсупов писал: “Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная для веселья, а не для прибыли, то стараться… заводить, что редко, чтобы все было лучше, нежели у других”. Многие элементы декоративного-прикладного искусства и архитектурные элементы, а также планировка претерпели позже некоторые изменения.

Многие важные персоны приезжали сюда: Николай I, некий принц Пруссии, принц Персии Хозрев-Мирза, А. Пушкин, который позже напишет стихотворение “К вельможе”.

В 1831 году усадьбу с окружающими угодьями унаследовал Борис Юсупов. Новый владелец отказался от роскошных затрат и сделал ставку на доходность своего имения: с одной стороны, вывез ценную коллекцию картин, закрыл завод фарфора, продал ботанический сад, распустил театр крепостных актеров; с другой стороны, восстановил хлебопашество, отдал на откуп рыбный промысел, сдал в аренду для дачного проживания многие здания и строения (“Каприз” и другие). Зато в 1846 – 1848 годах князь Борис Юсупов распорядился выставить первую музейную экспозицию — “Каретная галерея”, что в западном флигеле Бол. Дворца, где были выставлены артефакты – атрибуты из конюшни и военная техника.

При следующих представителях знатного рода Юсуповых – Николае Юсупове-мл, и его супруге Татьяне Александровне культурная жизнь усадьбы вспыхнула ненадолго, но ярким пламенем. Внук Николая Юсупова-ст. и страстный любитель музыки, играющий на инструментах, часто бывал за границей, но по приезде в усадьбу компенсировал потерянное время с лихвой – вникал во все мелочи своего имения. И в этом помогала ему супруга. Ее даже называли “Людовиком XIV в юбке”. В период с 1854 по 1868 годы шла реставрация обветшавших и потерявших свою ценность элементов усадьбы. Помимо русской аристократии и купечества сюда наезжали и знаменитые исторические личности – Александр II, Отто фон Бисмарк. В 1864 году императорская чета купила имение Ильинское, и для этого даже провели дорогу – Ильинское шоссе. Ильинское шоссе нарушило целостность рощи, начинавшейся почти от самого дворца усадьбы.

Последние Юсуповы (Сумароковы-Эльстоны) лишь немного внесли последние штрихи в период усадебного строительства, например, в Большом парке была обустроена Пушкинская аллея (рядом с Бол. Дворцом), возведена “Колоннада”, были введены новшества (электростанция в “Капризе” и теннисный корт в парке). Сюда наезжали влиятельные лица и сами императоры — Александр III и его сын Николай II.

Здесь творили выдающиеся живописцы В. Серов, К. Коровин, К. Маковский и другие.

Но уже в тот период, перед революцией какие-то смутные терзания и мысли преследовали владельцев. Например, Зинаида Юсупова составила завещание на случай непредвиденных обстоятельств, “для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества”.

“Достояние республики”. Советский период усадьбы-музея (1918 – 1991 годы).

После Октябрьской революции 1917 года усадьба Архангельское была передана под ведение Наркомпроса. Таким образом, имение рода Голицыных и Юсуповых становится музеем.  Многие произведения искусства, переданные в государственную собственность, были вывезены из Петербурга сюда. А некоторые строения бывшей усадьбы становятся местом отдыха для трудящихся. Музейные экспозиции в центральных зданиях дополнились санаторными организациями во флигелях и других павильонах. Здесь отдыхали красноармейцы и другие видные советские деятели. Были построены два корпуса для санатория (сейчас это Центральный клинический военный санаторий при министерстве обороны РФ). В 1934 году храм Архангела Михаила закрыли, а литургии запретили. Усадьба понесла утраты: были снесены колонны русских императоров, оранжереи (Лимонная, Лавровая), ворота в римском стиле. На большом партере зимой устраивали катанья на коньках. Когда в 1941 году войска Вермахта подступили к Москве, многие экспозиции удалось эвакуировать на Урал. После Второй Мировой войны продолжается использование усадьбы в качестве историко-культурного музея и военного санатория. Более того, были проведены реставрационные работы (“Каприз”, Конторский флигель, регулярный парк, храм Архангела Михаила). Территория парка с памятниками истории и архитектуры была передана из рук министерства обороны РФ в ведение министерства культуры РФ.

 

А теперь в свете подготовки к экскурсиям я расскажу немного о каждом значительном здании или наиболее интересном памятнике в усадьбе. Начнем с Большого дворца (1).

Итак, дворец, и начнем наш маршрут с него. Строительство было начато при Николае Голицыне, проект (1780) был заказан у французского архитектора Жака Шарля де Герна, который учился в Италии. Первый камень был заложен в 1784 году, но что интересно, имена русских зодчих, по преимуществу крепостных мастеров остались неизвестными. По идее дворец должен был походить на загородный дом (Chateau), с компактной и замкнутой планировкой.

По плану предполагалось сделать парадный зал (овальный), женскую и мужскую половины и крыла между ними и этажи, а также антресоли (полуэтажные надстройки и помещения) для прислуги.

Но первоначальный план был частично изменен: антресоли только на одной стороне, на восточной, а также была проведена анфилада с выходами и усовершенствованы “световые колодези”.

В 1809 году новый владелец Николай Юсупов комбинацию из 2-х залов соединил в одно целое (там разместилась картинная галерея Дж. Тьеполо), а западная часть здания предназначалась для коллекции картин работы Юбера Робера.

В 1817 году были возведены: Бельведер, Библиотека, кабинеты, гостиные. Здесь трудились и навсегда оставили свои имена в веках такие талантливые мастера как: архитекторы — Осип Бове, Степан Мельников, Евграф Тюрин, Василий Стрижаков; художники – Джузеппе Артари (Коломбо), Пьетро Руджа, Николя де Куртейль; инженер Федор Иванов.

В 1896 – 1914 годах Большой дворец переживает ремонт и обновление, над которым работали: архитектор Александр Степанов, художник Игнат Нивинский.

В 1919 году здесь проживала семья большевика Л. Троцкого, который был тогда главой Наркомпроса.

В 1933 году здесь размещается санаторий для бойцов РККА.

Во Вторую Мировую войну, как я уже упоминал, многие экспонаты и даже части зданий по приказу Сталина надлежало эвакуировать на восток страны, что и было сделано.

После войны здесь успешно работал специалист по реставрации Павел Корин, но к 80-м годах стало ясно, что дворцу необходима полная реставрация, поэтому с 1985 по 2007 годы музей был почти полностью закрыт.

(2) Продолжим: перед нами Императорская аллея (1790 – 1810). До нее здесь располагалась так называемая Быкова роща с “прешпектом”. В 1817 году здесь были возведены Въездные ворота Большого дворца, автором которых является архитектор Степан Мельников, а вот с сер. XIX в. эта постройка получает свое окончательное название — Императорская.

(3) в 1860 году при Александре II здесь установлены Временные ворота в “Славянском стиле”. К 1896 году относится добавление архитектурного элемента, известного как створки ворот. А сделал их Николай Султанов.

А колонна была построена в римско-дорическом стиле, а триумфальная арка с перспективой в стиле ампир, характерного для XIX в.

(29) Следующая точка маршрута – Конторский флигель (1822 — /23). Архитектор Е. Тюрин. Перестраивался в сер. XIX – сер. XX в. в. Реставрировался в 1980 — /81, 2018 — /19).

В к. XVIII в. на месте деревянного флигеля был заложен новый “офис”, что рядом со старинным входом в усадьбу. Этажи из двух типов: 1) из кирпича, 2) из дерева, но тщательная штукатурка нивелирует все различия этажей. Построен в силе ампир русского варианта с симметрией, анфиладой внутри и характерными ордерными деталями. Есть портик с тосканскими колоннами с полукруглыми окнами. Входы прорублены с торцов. Флигель имел когда-то пожарную вышку (18 м), которая просуществовала до 40-х г. XIX в.

Далее, нас совсем недалеко от конторского здания ожидают (41) Святые ворота (1823 — /24), архитектор Е. Тюрин, а в 2019 г. была осуществлена реставрация.

Ворота обозначают поворот с большой улицы в направлении церкви Св. Михаила Архангела. Святые ворота, прямая аллея, арка глиняной ограды и северный фасад составляют единую перспективу. Между парных коринфских колонн (по плану 1820-х г.) хотели поставить ниши для статуй святых, а на аттике – фигуры двух ангелов. Крест был восстановлен в 1990-х г.

Перед храмом Михаила, его северным фасадом над нами высится (40) Глинобитная ограда (1826), реставрирована в 2019 г. Представляет собой входную арку и стену, что призвана была отделить территорию церкви от более шумных мест усадьбы. Имеет простые формы: кирпичные пилоны с иллюзией горизонтальной кладки из галечника в качестве инкрустации. Башенки из дерева в стиле романтизма к. XVIII в., что служат декором для ближайших полянок и лесочков.

И наконец, самое старейшее здание усадьбы Архангельское – (38) храм (церковь) Архангела Михаила (1660-е г.). Перестроен в XVIII и XIX в. в. Реставрирован в 1964 -/65 и 2020 г. г.

В XVI в. здесь уже стояла деревянная церковь “без пения”. С 1646 г. село Уполозы с постройкой церкви в честь Архангела Михаила стало именоваться Архангельским. Церковь была сотворена из камня как географический ориентир и художественный элемент на берегу р. Москвы. Храм не имеет подклета (ниж. цокольного этажа), выстроен в древнерусском стиле по принципу двустолпия: своды несомые опираются на несущие две большие опоры. Присутствуют кокошники и луковки как декоративные части экстерьера, а также приделы в честь Николая Угодника и Иоанна Предтечи, которые расположены по диагонали. Этому культовому зданию присущи простота и строгость.

В XVIII – XIX в. в. разобрали малую звонницу, а вместо нее возвели большую деревянную, а в 1818 — /27 г. г. при содействии архитекторов — С. Мельникова, Е. Тюрина и В. Стрижакова была построена каменная колокольня с часами.

В 1848 г. был увеличен южный придел и пристройка галереи. C сер. XX в. (к сожалению) утрачивается колокольня. С сер. 90-х XX в. выставочный зал был передан общине верующих и священнику для богослужения.

 (31) Кладовая над оврагом – следующий объект нашего путешествия по усадьбе. Заложена в к. XVIII в., перестроена в 1816 г. Архитектор О. Бове. Перестроена в 1820-е г. и подверглась реставрации в 2018 -/19 г. г.

В 1816 г. хозяйственный флигель был перестроен в двухэтажное сооружение с мезонином (надстройкой над средней частью, над портиком) и круглой башней со шпилем, на котором размещены часы с колоколом. “Часовая башня”.

С сер. XIX в. Здание использовалось для аренды.

В XX в. Иcторико-культурные интерьеры были утрачены, с 30-х г. кладовая находилась в ведении Мосздравотдела, а чуть позже здесь размещалась аптека и жилые помещения для сотрудников. В 1997 году эта хозяйственная постройка перешла под управление Министерства культуры, а с 2000-х г. Здесь проводятся музыкальные вечера.

Первый этаж из окрашенного кирпича, а второй из деревянного теса. Фасады в симметричном виде, стены из пилястр в стиле русского классицизма. Боковые части в стиле неоготики со стрелками-нишами. Дорога под зданием ведет через овраг к берегу р. Москвы.

Одно из самых грандиозных зданий в усадьбе (конечно, по меркам ее самой) – это (35) Колоннада с усыпальницей (гробницей), которая по своему внешнему виду напоминает уменьшенную копию Собора Святого Петра в Риме (мне посчастливилось побывать в Ватикане) и Казанский собор в Петербурге (в Петербурге тоже бывал). На медных табличках читаем: годы постройки (1909 — /16). Архитекторы — Р. Клейн, А. Чичагов. Скульптор Г. Бархин. Живопись (1913 — /16) работы И. Нивинского, А. Корина.

В 1908 г. Юсуповы запланировали сооружение в честь Николая Чудотворца памяти о преждевременно погибшем сыне Николае. И так на месте Житного двора с дымоходом (до 1916 г.) выросло большое здание в стиле строгого классицизма. Роман Клейн был мастером исторического стиля, он чаще обращался к стилям ренессанса и античности.

В 1909 г. произошла закладка “первого камня”. Помощником Клейна был тогда его продолжатель Григорий Бархин. Площадке перед храмом-гробницей была придана форма красочной террасы с балюстрадами (ограждениями лестниц с фигурными столбиками). Парк перед гробницей был разбит по проекту А. Кельха (это главный заведующий озеленительного благоустройства Москвы).

Важные детали здания (несущие конструкции из железобетона, а основа – из глиняных кирпичей местного происхождения, изготовленных под руководством управляющего А. Лады. Мелкозернистый гранит привезли из г. Ганге (Финляндия тогда входила в состав Российской империи). С колоннами стукко (это имитация мрамора из алебастра) работали мастера из компании “Братья Аксерио” (Италия).

Интересная запись акта-приемки в расходной накладной строительства, сумма впечатляет: 285 473 руб (!) 21 коп (1916).

Основные работы завершились накануне революционных событий, и что интересно, храм-усыпальница не использовался по прямому назначению.

Строгость, лаконизм, элегантность, эргономичность и новаторство – вот что выгодно отличает здания в стиле классицизма от других подобных. Здесь просматривается симметрия: крестообразный центр с портиком, сквозные колоннады как крылья в полукруглом танце венского вальса.

Высокий цоколь и купол с люкарнами (окнами) в количестве 8 шт. с консолями. При этом высота (со шпилем) здания почти равняется высоте Бол. Дворца. Коринфский ордер в центре, римско-дорический ордер по бокам. В северной и южной части, на фасадах центрального здания имеются большие итальянские окна (finestre), арка с ионическим ордером. Особый прием от итальянских умельцев – расшивка швов, которая имитирует инкрустацию натуральным камнем.

Стены купола – это фриз: барельефы гениев/ангелов с факелами в дланях, небожители рядом с лепнинами в виде ваз и растений.

(36) Терраса (1913 — /16). Архитектор Р. Клейн (1914), а инициатива и осуществление паркового строительства принадлежит А. Кельху.

Плоское пространство с двумя пересекающими дорожками. Центр – смотровая площадка (на которой часто проводятся концерты или танцы в летнее время), по сторонам лестничные сходы, поверхность из стриженого газона и рабатки (прямоугольные цветники) и столетняя ель, под которой я имел счастье быть запечатленным на фотографии.

Сложная система отопления с двумя дровяными печами под землей (разобраны в сер. XX в.), воздуховоды и дымоход-обелиск.

(30) Гостевой дом (1830). Перестроен в 1870-х г., отреставрирован в 2010-х г.

По-другому зовется флигель (ресторан No 7), авторство приписывается Е. Тюрину (?). Симметрия фасада с мезонином типовой застройки в стиле классицизма. Стрельчатые окна относят нас к неоготике. Исторические интерьеры, увы, не сохранились.

В XX в. за флигелем закрепилось название “Домик Герцена”. Это говорит о том, что гостевой дом сдавался в аренду. Да, и взаправду здесь бывали А. Герцен, Н. Огарев.

Гостевой домик с 1997 г. находится в ведении музея-усадьбы.

(45) Далее. Cанаторий (1934 — /37), архитекторы В. Апышков, Н. Касперович. Они мастера северного модерна, у них проглядываются идеи конструктивизма, и варианты неоклассицизма.

Два здания, каждое из них имеет три крупных ризалита (выступы на фасадах) с портиками-колоннадами. Южные фасады имеют гигантские арки, на внешних торцах открытые полуротонды. Цоколь/антаблемент в профиль, навершия-аттики.

Здание санатория в четыре этажа иногда называют как “Новый дворец”. Пространство между корпусами заполнено смотровой площадкой.

Лестница на южных склонах.

  (14) Большой партер, сады (1780-е – 1820-е г. г.)

Это регулярный парк прямых линий и геометрической формы в итальянском и французском стилях.

Начало было положено в кон. 20-х г. – нач. 30-х г. XVIII в. при Дмитрии Голицыне. Но основа была застроена только в 80-е г. XVIII в. – 1800-х г. г. во время проживания в усадьбе его внука Николая Голицына, что сохранилась до настоящего времени.

Во время расцвета строительства парков и дворцов при Николае Юсупове (с 1810 по 1820 г. г.) регулярный парк занимал ок 15% территории усадьбы. Сочетание искусственных насаждений и естественной природной среды в обрамлении – визитная карточка усадьбы. Иногда за такие качества Архангельское именуют “Подмосковным Версалем”.

Парк проложен по оси Север – Юг симметрично, где главный центр тяжести – Бол. Дворец, от него местность понижается к берегу реки Москва.

Террасы построены как продолжение рельефа живописной местности.

В самом центре Бол. Партер (270 х 70), который копирует планировку Версаля.

У флангов парка имеется более сложная структура: боскеты (“стены” из стриженных деревьев и кустов; берсо (длинные крытые галереи с арками и решетками); шпалеры (решетчатые конструкции для вьющихся растений, здесь – шпалеры из молодых деревьев).

В XIX в. в одном из боскетов размещался “птичник”, который, увы, не сохранился.

В 1980-х происходила реставрация (арх. В. Агальцова), в 2000-х г. продолжено восстановление, причем подбор ботанических видов базируется на традиционном научном методе.

(18) “Розовый фонтан” (1850), росписи 1861 г. Худ. А. Федотов, скульптурная группа “Мальчик с гусем” (втор. пол. XVIII в.)

Ротонда с куполом из мраморных компонентов. Колонны тосканского ордера как несомые конструкции для круглого стилобата (“плоскости, по которой ступают колонны”) из белого камня. Наверху – деревянный купол на “парусах”, что покрыт медной облицовкой, “шашки” с шаром. В центре – фонтан со скульптурными фигурами. Эта слегка подправленная копия вт. пол. XVIII века с оригинала работы древнегреческого (эллинского) скульптора II в. до н. э.

Первое упоминание относится к 1860 г. как сооружения под названием “Розовая беседка”. В 1861 г. внутри появилась живопись в виде разноцветных композиций (розы) на лазурном “небе”.

Именно художник А. Федотов специально ко дню рождения кн. Т. Юсуповой (29.06.) расписал эту композицию. Княгиня вспоминала: “Меня повели к Храму роз, где славный Федотов замечательно расписал потолок в виде неба с очаровательными букетами цветов по углам. Это и был его сюрприз. Бил фонтан. Как это красиво!”

Что интересно “Мальчик и гусь” в то время находились в другом месте: до сер. XIX в. эта скульптурная группа являлась декорацией для Ниж. Террасы.

Теперь как раз перейдем к фонтану на Ниж. Террасе (16). Основа была сконструирована в 1810-е г. Перестроен в XX в.

А во второй пол. XIX в. были сооружены” Амуры с лебедем” (made in Italy).

(17) Фонтан на Большом Партере. Бассейн (основа) от 1818 г.

Скульптурная группа “Амуры с дельфинами” (1889). Скульптор Дж. Джиромелла, создал это произведение в традициях каррарских мраморщиков.

(28) Pietà “Гений скорби” (1905).

В 1908 г. Была произведена установка. Скульптор Карл Георг Барт. Образец пластики неоклассицизма изначально создавался не для усадьбы, а выставлялся в качестве экспоната выставок (Мюнхен, Берлин). Князь Н. Юсупов выкупил ее, и это единственный экспонат немецкого происхождения. “Гений скорби”, что интересно (отдает мистикой) прибыл в усадьбу тогда, когда в Архангельском разыгрались трагические события: 22.06. погибает на дуэли ст. сын кн. Юсупова Николай!

(26) Как раз перейдем теперь к человеку, родившемуся в июне. Это памятник Александру Пушкину (1903) работы М. Кутырина. Пушкин бывал здесь в 1827, 1830 г. г. По свежим следам поэт написал стих “К вельможе” (1830). К 100-летию поэта было решено возвести памятный бюст, что и было сделано, причем из мрамора (marmo).

Храм-памятник Екатерине II (19). Павильон 1819 г. Архитектор Е. Тюрин, статуя 1826 г. с копии работ Михаила Козловского, мастерская С. Кампиони (Италия).

Бронзовая скульптура в павильоне с портиком и с ионическими колоннами (4 шт.). На фризе надпись – Divinae EKATERINAE. Сзади скульптуры поэма на итальянском языке: “A te, a cui il cielo ha mandato ed il destino ha rеgalato di desiderar il giusto ed avere la possibilità da raggiunger desiderato.”

Сначала здание называлось “Екатерининская беседка”, что была заложена при князе Николае Юсупове. Зодчий Е. Тюрин использовал четыре колонны, снятые при реконструкции “Каприза” (Мал. Дворца). Скульптура, изображающая Екатерину II в виде Минервы (Афины) из алебастра, покрашена бронзой. Позже Н. Юсупов возжелал замену бюста на статую (1825). Это сделал Сантин Кампиони, работающий в московской мастерской. За эталон был взят труд в стиле классицизма работы Михаила Козловского. Здесь просматривается идеализация “просвещенного абсолютизма” века Екатерины. Первый гость, который увидел новинку в усадьбе — это оказался Николай I (1826). С этого времени назывался “Храм-памятник”. И именно на период правления Екатерины II приходится расцвет классицизма в искусстве и начало интенсивного строительства усадеб – “дворянских гнезд”.

“Чайный дом” (24). 1790-е г. г. Архитектор Иван Петонди. Перестройка в 1834 г. Архитектор В. Дрегалов.

Павильон кубической формы с куполом. Снаружи здания пролегает своеобразная накладка на фасад из руста – кирпичного декора на здании.

Сначала это была центральная часть Библиотеки из камня, крылья – из дерева. Торец Библиотеки примыкал к “Капризу” (Мал. Дворцу). Архитектор Джованни (Иван) Петтонди.

Теперь плавно переходим к зданию “Каприз” (23). Первый камень в фундамент Мал. Дворца был заложен в 1780-е, 1790-е г. г. Перестройка в 1852 г. под руководством того же архитектора Е. Тюрина, в 1852 г. Архитекторы: Д. Корицкий, Л. Шестаков.

Перестроен в 1866 г. И в 1900-е г. г.

Реставрация в 1970-/73 г. г. и в 2018 г.

Дворец обращен на восток в сторону Бол. Партера, и построен в стиле ампира с симметрией как наследием классицизма.

Ризалит в центре с портиком (ионический ордер колонн) и два одноэтажных крыла из оштукатуренного руста.

Само здание “Каприз” сложено из кирпича, колонны тоже, а фронтон портика – из окрашенного дерева. Много окон.

С 1780 г. Мал. Дворец заложен при князе Н. Голицыне, к 1810 г. был завершен при князе Н. Юсупове. В длину 25 саженей (52, 5 м.)

“В нем комнат с переднего крыльца из саду девять, сзади две. В комнатах пять каминов, четыре мраморных, один изразщатый с каминными экранами”, — так написано в описи имущества.

Н. Юсупов возжелал увеличить площадь “Каприза”, поэтому было проведено расширение (1819) с помощью артели мастеровых Наума Митрофанова. Так появилась центральная, но уже двухэтажная часть дворца и новые портики на восточных и западных фасадах.

Здесь в разные времена размещались: залы, опочивальни, гостиные, гинекосы (жен.), кабинет, стряпная с очагом.

Галереи (коллекции работ самого Н. Юсупова и работы П. Ротари), мастерская по фарфору.

Как правило, производилась сдача Мал. дворца внаем на лето, и увы, вследствие этого, многие произведения искусства вывозили в Бол. Дворец или в другие места.

Здание ветшало, пока не произвели перестройку стен, окон и фасадов, а также колонн.

XIX – XX в. в. в здесь размещалась усадебная электростанция (!).

1919 г. — санаторий РККА.

1924 г. — штаб Реввоенсовета.

1928 г. Мал. Дворец под ведением Мосздравотдела.

Снова перестройки: южное крыло было снесено, разобрана западная стена и построена новая.

1933 г. здание под управлением Наркомата.

1970 — /73 г. г. Под руководством О. Горбачевой был возвращен облик 1820 г.

Хозблок, музейный фонд, радиоузел (!) и лекторий.

(42) Театр Гонзага (1817 — /18). Архитектурный проект и живопись Пьетро Готтарди ди Гонзага. Архитекторы — Степан Мельников, Евграф Тюрин, Василий Стрижаков. Реставрация в 2000-х г.

Полностью сохранился до наших дней. П. Гонзага — театральный декоратор. При Н. Юсупове, по рекомендации О. Бове из Италии был приглашен именно он.

Это деревянное здание на каменном фундаменте было заложено под чутким руководством Осипа Иванова, а монтаж театральных механизмов произвел инженер Петр Иванов.

8 июня 1818 г. здесь побывал почетный гость Александр I, но, тем не менее, представления в обычные дни не устраивались, интерьер использовался, как правило, для коллекций произведений искусства.

В 1861 г.  — посещение театра Александром II, в 1896 г. сюда заехал Николай II, и по случаю этого визита было заказано театральное представление с участием актеров — Сигрид Арнольдсон (Швеция) и Анджело Мазини (Италия).

Театр построен в стиле ампир, а в настоящее время отделен от основной территории усадьбы Ильинским шоссе.

Центр из декоративного портика с трехчетвертными ионическими колоннами.

Торцовые фасады — это фронтоны, верхние стены – это белый фриз (первоначально с лепниной), потом эти детали были утрачены (1857).

Лужайка вокруг (“площадка, что около тиатру”).

Парадный вход – на южном торце, парные лестницы, балюстрады с двенадцатью мраморными колоннами, фонари.

Трюмы с арками на входе.

На северном торце – “артистический” вход (служ.)

(43) Павильон (сарай для карет).

Архитектор Иван Жолтовский (1939).

Прямоугольные одноэтажные двери и окна с полуциркульными сводами.

Использовался для хранения карет, что уже не эксплуатировались князьями (усадьба была национализирована, а владельцы умерли или уехали). А сами кареты ранее размещались в Бол. Дворце (его западном флигеле).

Грустная история большей части карет вельмож особенно проявилась во время Второй Мировой войны. Дело в том, что их передали для военного санатория (в 30-е г.), и во время жестоких боев в районе Истры они оказались поврежденными или утраченными. Так остались только три экипажа (XVIII – XIX в. в.)

Здесь проводятся народные гуляния, приуроченные к государственным праздникам, а также проводятся концерты классической музыки под открытым небом. Усадьба Архангельское в наши дни вновь обретает “вторую молодость”! Ну вот, пожалуй, и все на сегодня. До новых встреч на нашем сайте, друзья!           

 

Литература: Крючкова Мария Александровна. Русский Версаль: Усадьбы князей Голицыных Архангельское и Никольское-Урюпино. М. А. Крючкова, В. Г. Парушева. – М.: Русский Мир, 2012