Италия! Родина римского права и сердце первой европейской империи и одна из самых популярных стран среди туристов. Но есть мнение, что Италия вообще самая популярная страна в мире. А бренды под маркой «Made in Italy» являются национальной гордостью страны: спорткары Ferrari, офисная техника Olivetti, спагетти Barilla, национальный канал RAI-1, футбольная сборная Squadra Azzurra (Лазуревая эскадра), автомобили FIAT, продукты питания от Cirio, кухонная техника от Lavazza, дом моды от Dolce & Gabbana, алкоголь от Martini, бытовая техника от Zanussi и многое другое. Но есть в Италии и нечто иное, что тоже притягивает взгляд, и его история очень давняя. Речь о карликовом государстве Ватикан — своеобразном анклаве внутри Рима и его правителе Папе римском, который до сих пор весьма популярен среди католиков. Именно Ватикан — это цитадель католического общества, центр притяжения для многих паломников из многих и многих стран мира. И вы не поверите, если узнаете и моих уст, что Ватикан – это единственное государство в Европе с абсолютной монархией (в теократической форме). Греческий термин “теократия” означает “власть Бога”. Ибо папа как бы получил свою земную власть от Бога и является его наместником на грешной Земле.
Итак, на дворе жаркое лето 2011 года новой эры. Я, с картой—путеводителем на руках, нахожусь на одной из улочек Рима, на северо—западе столицы Италии. После занятий в школе итальянского языка и осмотра древних руин Вечного города у меня наконец—то появилась возможность увидеть достопримечательности Рима более поздних эпох. Среди улиц и площадей издалека можно увидеть громадный купол величественного собора святого Петра, который итальянцы почему то именуют базиликой святого Петра, то ли из—за скромности, то ли по привычке, следуя канонам католического мира. И я направляюсь в сторону холма Ватикана. Да, да так именуется холм в Риме: он не принадлежит к семи легендарным холмам, а входит в группу многочисленных римских холмов. И еще о происхождении этого названия: в стародавние времена, в эпоху Ранней республики, одним из римских консулов, выбранных во время войны с эквами (а было это в 455 году до новой эры), оказался не кто иной как Тит Ромилий Рок Ватикан. Совпадение или случайность? Трудно сказать.
Пройдя немного по улице Via Ottaviano на юг, я, немного утомлённый летней жарой, повернулся направо, и вот она конечная точка моего сегодняшнего маршрута! Знойный римский день сменялся вечерней прохладой. Палящее солнце уже начало клониться к горизонту, и его лучи отбрасывали длинные тени от зданий и прохожих. Но какая же была громадная тень от величественного собора с его знаменитым куполом — одним из символов Вечного города! Сам собор колоннадами как будто руками обнимал центральную площадь карликового государства. Две колоннады, аккуратно ведущие посетителя к базилике, состоят из двух рядов колонн, которые постепенно незаметно уменьшаются по высоте. Кроме того, если смотреть на колоннаду из разных ракурсов, то мы увидим следующую геометрическую перспективу: вместо четырех рядов колонн получается видным только один ряд, а остальные словно пропадают. И, кстати, привычных границ здесь вы не увидите — их попросту нет (как и нет классических государственных границ между странами Евросоюза). Границы здесь условны, но перейдя невидимую черту, сталкиваешься со строгими ограничениями: нельзя распивать алкоголь и курить, находиться в открытой одежде и обуви, делать видеосъемку должностных лиц Ватикана и т. д. У Ватикана нет четкой границы, но площадь вокруг собора отделена решетчатой оградой с воротами посредине. Миновав эту единственную преграду, я очутился во дворе собора в компании других туристов. Прежде чем попасть внутрь собора, пришлось отстоять длинную очередь. Но я не терял времени даром: пытливым взором осматривал площадь и ее закоулки, читал надписи, благо проблем с итальянским языком у меня не возникало. Посредине площади стоит древнеегипетский обелиск из цельного гранита в виде шестигранной колонны, которая в средние века была увенчана крестом.
А теперь немного о истории Ватикана. Название собора, конечно же восходит к жизни и смерти первого апостола Петра, который за свои твердые убеждения во времена гонений при императоре Нероне был распят на кресте вниз головой — поистине мучительный конец! Но мученичество христиан сыграло им на руку — новая преследуемая религия все же находила все больше и больше сторонников. Еще в античные времена, в 326 году новой эры, когда христианство стало официальной религией империи, римский папа Сильвестр I повелел заложить здесь небольшую базилику, и это первое документальное свидетельство о строении. Власть пап поначалу была скромной, но положение резко изменилось в VIII веке новой эры. Король франков Пипин Короткий из династии Каролингов отвоевал Рим у лангобардов и, не без расчета (возможно, надеясь на благословение от Святого престола) передал территорию прилегающих к Риму земель во владение папе. Таким образом в 756 году новой эры территория папского государства (Патримония Святого Петра) увеличилась почти вдвое. И римский папа, помимо духовной, расширил и светские прерогативы своей власти, а позже стал претендовать и на политическое верховенство в средневековой Европе.
Раннехристианская базилика, возможно в романском стиле, простояла до 1452 года новой эры. При Николае V были составлены проекты перестройки территории Ватикана и возведения новой базилики, но планы так и остались лежать под сукном. И только в правление Юлия II строители дерзнули затронуть часть древней святыни лишь для того, чтобы воздвигнуть здесь новое строение. Эта новая веха в истории Ватикана наступила прекрасной для папства порой 1506 года новой эры. Все изменилось, когда при дворе папы появился известный архитектор Донато Браманте, тогда и был предложен Святому престолу новый, смелый план собора: за образец был взят классический греческий равноконечный крест. Но, увы, Браманте через несколько лет скончался, оставив постройку незавершённой. Тогда за это дело взялся не менее известный Рафаэль Санти, который как то писал своему дяде об отношении к своему труду: «Я не могу жить в другом месте, только в Риме — и это из-за своей любви к строящемуся храму, что я возвожу… Где есть оно, на всем свете место более достойное, чем Рим, и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Святого Петра!». И вновь строительство папской базилики претерпевает трудности — политического и личностного характера. Сначала Рим в 1527 году новой эры подвергается страшному разорению со стороны германских наемников испанского монарха Карла V из династии Габсбургов: солдаты устроили в Ватикане конюшню. А Рафаэль Санти неожиданно умер в расцвете лет. Многие верующие восприняли эти катаклизмы как божью кару, но не папа римский. Он пригласил других специалистов. И так в разное время над строительством главного собора Рима работали: Бальдассаре Перуцци, Джулиано да Сангалло и, наконец, Микеланджело Буонаротти. Микеланджело сохранил первоначальный греческий план собора, но для строительства громадного купола воспользовался примером древнеримского Пантеона.
Лишь к 1605 году новой эры Карло Мадерно придал базилике форму латинского креста и расширил фасад, затем под чутким руководством Джованни Бернини была преобразована великолепная грандиозная площадь перед собором (Piazza San Pietro). При папе Сиксте V на площади был окончательно установлен древнеегипетский обелиск, который до этого лишь попросту валялся неподалеку без всякого использования. Папа велел добавить лишь крест на вершине этого обелиска. Символически это означало окончательное завершение христианизации Европы и уничтожение остатков язычества среди населения, а время то было суровым — эпоха Контрреформации, начатая папой Павлом III и Тридентским собором 1546 — 1563 годов новой эры. Наконец, после долгих и многочисленных перипетий в своей судьбе, в 1626 году новой эры собор был освящен.
Очередь из туристов продвигается медленно, но верно — часть людей уже скрылась в проеме массивных дверей собора. А перед фасадом, рядом со входом в базилику застыли в торжественной и строгой позе швейцарские гвардейцы в типичном одеянии стражей папского государства — в оригинальных камзолах коричнево-красного цвета, с алебардами наперевес. Сзади — кабинка голубого цвета для укрытия от редких римских дождей.
У наблюдателя, находящегося у ступеней собора, могло бы создаться впечатление, что лестница — это дорога в небо, насколько все оригинально и интересно продумано итальянскими умельцами. Дело в том, что длина каждой из последующих ступеней лестницы гармонично уменьшается с каждым подъемом, и от малозначительного изменения параметров каждой ступени создается восприятие устремленности вверх, к Богу.
Как ни странно, но делать фото внутри собора Святого Петра допускается, что туристы из разных стран делают весьма охотно. Исключение — видеосъемка запрещена, а также запрещено фотографирование (без разрешения администрации Ватикана) в Сикстинской капелле, которую я так и не осмотрел (по разным причинам). Но, как бы то ни было, даже осмотра интерьера огромного здания Ватикана хватило с лихвой, чтобы набраться многих впечатлений.
Основные артефакты торжественной обстановки главного собора города, следующие:
— нарядный алтарь понтификов с балдахином, что расположен как раз над главным куполом, почти в центре «латинского креста»;
— кафедра Святого Петра со статуей из бронзы, у которой нога истерта от многочисленных поцелуев миллионов и миллионов паломников, что находится в глубине громадной базилики;
— многочисленные статуи апостолов, мучеников за веру и римских понтификов по разным сторонам правого и левого нефов, (архитектурных элементов, «кораблей)» и среднюю арку свода, поддерживаемой четырьмя громадными столбами;
— подземелье, скрытое от лишних глаз, дверь, ведущая к мощам святого Петра и являющаяся остатком древней базилики императора римского империи Константина, тщательно отгорожена решетчатой оградой с изображением одного из понтификов.
Ну а чтобы полностью понять, какое средоточие великолепных памятников скрывает в себе монументальный главный собор города Рима и цитадель католического мира, нужно самому воочию увидеть все произведения искусства здесь, чего вам и желаю, дорогие читатели! До новых встреч на страницах моей книги!
Литература: 100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.
The national geographic traveler. Италия. Тим Джепсон. – М.: Издательство “Астрель”, 2004
В XII веке территория современной Финляндии была завоевана шведскими феодалами и в 1556 году получила статус герцогства, которому в 1581 году был дарован герб: «в червленом щите окруженный девятью серебряными розами коронованный золотой лев, держащий в правой лапе, закованной в латы, серебряный меч, а задними лапами попирающий кривую восточную саблю». Золотой и червленый (красный) цвета герба стали считаться финляндскими гербовыми (ливрейными) цветами. Уже в конце XVI века этот герб со львом был изображен на знамени шведского короля Юхана III. В начале XVIII века в ходе Северной войны Россия завоевала под предводительством Петра I всю территорию современной Финляндии, но по Ништадскому мирному договору присоединила только большую часть Карелии. В 1809 году, во время наполеоновских войн, Российская империя окончательно завоевала и присоединила всю Финляндию, даровав ей особый автономный статус Великого княжества Финляндского, правителем которого стал российский император. После Восточной (Крымской) войны 1853 — 1856 годов впервые встал вопрос о флаге для торговых судов, приписанных к портам Великого княжества Финляндского. Еще в 1861 году финляндские яхт-клубы ввели в употребление флаг Санкт-Петербургского императорского яхт-клуба — прямой синий крест на белом полотнище. В 1863 году, накануне заседания Сейма Великого княжества Финляндского возникло обсуждение — какие цвета являются национальными для Финляндии: гербовые золотой (желтый) и червленый (красный) или синий и белый, которые предложил в 1862 году финский поэт Сакариас Топелиус — «Синий — для синих озер, а белый — для снежных полей описанья».
Здравствуйте! Этот блог не имеет прямого отношения к Финляндии. Будьте внимательны, ищите здесь блог о Финляндии. Он вышел в свет ранее. Надеюсь на понимание.