Москва! Столица необъятной страны с очень сложной судьбой. На самом деле это так: пожалуй, мало в мире найдется стран, которые испытывали в своей истории стольких перипетий в общественно-политической жизни. А одной из достопримечательностей столицы России является храм Христа Спасителя, и тоже с непростой историей.
В отличие от многих стран и городов, которые я посещаю нечасто, да и то лишь однажды, Москву я вижу почти каждый день. А все потому, что проживаю недалеко от столицы России. Около часа с лишним езды от дома – и я в центре Москвы. В отличие от безликих пригородов и типичных окраин Москвы, в центре российской столицы мне нравится. Вот и православный храм, посвященный победе России над Наполеоном, я видел много раз, а вот фото сделал лишь дважды.
Итак, начнем с истории. В декабре 1812 года новой эры Император Александр I издал манифест, который гласил: “В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности, любви к Вере и Отечеству и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя спасителя Христа. Да благословит Всевышний Начинание Наше! Да свершится оно! Да простоит храм многие веки!”
Сначала местом для возведения этого большого культового сооружения выбрали место на Воробьевых горах, однако из-за многочисленных технических и финансовых трудностей этот проект пришлось закрыть. К тому же А. Витберга, академика, главного распорядителя проекта решили предать суду, что стало тяжелым ударом для художника-идеалиста.
Согласно новому проекту, предложенному профессором К. Тоном, храм планировалось возвести в другом месте, с более прочным грунтом и менее затратным по издержкам строительства. Новое место для постройки храма было выбрано самим императором Николаем I близко от стен Кремля, на берегу реки Москвы, недалеко от известной Болотной площади на острове. 10 сентября 1829 года новой эры был заложен первый камень для собора в типичном древнерусском стиле, немного отличном от классического крестово-купольного византийского стиля.
В основании главного храма столицы мы видим квадрат, со сторонами в виде порталов (входов) и составляющий таким способом правильный крест. Фасады со всех сторон равны, а вот главный, центральный купол с маковкой больше и выше остальных четырех. Золоченые купола ярко светятся в солнечные дни и от них отражаются солнечные зайчики. Под мостом шумят воды Москвы-реки, и оттуда веет свежим ветром, который смягчает городскую жару. Но, по правде сказать, климат Москвы в целом холодный, хотя и не такой сырой, как в Петербурге. По-настоящему теплых и сухих дней в году не так уж много. Вот и на этом фото, датируемом декабрем 2015 года новой эры, погода типичная для московской зимы – холодно, но без снега.
Собор имеет красивые порталы с узкими окнами и колоннами для украшения. А порталы увенчиваются козырьками в виде изящных кокошников. Под козырьками порталов можно увидеть горельефы разных исторических деятелей России. Фигуры были выполнены из мрамора знаменитыми зодчими Рамазановым, Логиновским и бароном Клодтом. Решение о композиции порталов было принято по выбору митрополита Филарета. Тут есть и изображение Даниила Александровича, первого князя московского, который скромно пристроился в малозаметном углу на одном из порталов. Главный купол имеет 16 окон и 38 окон на порталах.
Все массивные двери (в количестве, равном 12) отлиты из бронзы, на которых мы можем увидеть лики святых, выполненных по эскизам скульптора графа Толстого.
Ступени крылец были сделаны из финского мелкозернистого гранита, которым украшали и постамент Исаакиевского собора в Петербурге.
Изнутри собор подпирается четырьмя массивными столбами. Несущие конструкции – двойные стены, а между ними коридор по периметру всего здания, как и было заведено в средневековой Руси. А над головой, если находиться в этом длинном проходе нависают обширные хоры.
Интерьер собора был представлен живописью и другими артефактами церковной тематики. Украшен храм разными сортами камней и прочей утварью из серебра и золота.
В 1849 году новой эры зодчие завершили самый главный купол собора, а в 1858 году новой эры храм был в общих чертах готов.
В 1882 году новой эры собор был окончательно завершен, но освящение его произошло только в 1883 году новой эры – в год коронации Александра III. Это была торжественная и многолюдная церемония, на которой присутствовали также и немногочисленные ветераны “грозы 1812 года”.
Долго строился главный собор российской столицы, почти полвека (!), но был варварским способом разрушен в один день. И это произошло в период сталинских репрессий на людей и гонений на церковь. Интересно, что Дворец Советов на этом месте так и не был возведен. От того, оригинального здания мало что осталось: лишь немного артефактов (икон, утвари, да мозаики). А в конце 90-х годов, уже после демонтажа коммунистической идеологии в России, храм все-таки восстановили, но таким как раньше он уже никогда не станет. Когда заходишь в него, ощущаешь себя туристом – настолько выветрился дух времен из того, что было. В новом соборе много прихожан, но особой святости и умиления не испытываешь. Грустная история. Ну а москвичи, как видно на фото, обычно очень торопятся по своим делам и не замечают красоты старинных московских улиц в самом центре столицы России. До новых встреч, мои дорогие читатели!
Литература:
100 великих чудес света/ Автор-составитель Н. А. Ионина. – М.: Вече, 1999.