Ну вот мы опять встретились с вами, дорогие мои друзья! Я снова хочу вас удивить своими новыми рассказами о своих новых путешествиях и приключениях. На этот раз выдался сложный для туристов год 2020-ый новой эры. В моих планах как туриста было посетить Калининградскую область – самый западный регион России с уникальной историей края еще до наступления так называемой эпидемии коронавируса, — но вспышка болезней и финансовые трудности в роковой 2020-ый год напрочь лишили меня этой возможности. И тогда свое путешествие в Калининград (бывший Кенигсберг) я наметил в 2021 году новой эры.
Оформив все документы для получения транзитной визы для прохождения через границы и пройдя все формальности с вакцинацией от Covid-19, я собрал вещи и отправился в Калининград прямиком с моего любимого Белорусского вокзала, откуда наши туристы любят ездить в западном направлении. И теперь, на этот раз я уже ехал в Калининградскую область не только в качестве туриста, но и в качестве специалиста по туризму, а это значило, что я еду в славный град сей Кенигсберг (так я люблю называть Калининград) не только отдыхать, но и по делам.
Если ехать на поезде из Москвы в Калининград, надо пересечь несколько таможенных постов, и я насчитал три пересечения границы, ну и конечно же, все легально.
Сначала была российско-белорусская граница в городе Сморгонь, но там требуют только загранпаспорта (пограничники ставят на них печати), потом нас встретили отлично экипированные специалисты литовской заставы в Кяне (строгие, но вежливые пограничники ставили печати на листах бумаги формата A4, что выдал нам проводник вагона по запросу в консульство Литвы), а потом мы проехали через аккуратно возделанные поля, чистые леса и уютные поселки Литвы. И мне из окна показалось, что эта прибалтийская страна по сравнению с Россией совсем малолюдна, но может это только поверхностное наблюдение, но такое ощущение есть.
Возможно, прибалты много работают, и их почти не видно на улицах населенных пунктов, даже ночной Вильнюс показался мне полупустым. Ну да ладно, Бог с ними, с литовцами, мы помчались дальше, на следующую границу в населенном пункте Кибартай, где люди в униформе также скрупулезно проверили наши документы, изредка спрашивая нас что-то по-русски. А потом, в очередной раз нас ночью разбудили, и мы вступили на территорию бывшей Восточной Пруссии, но в современном российском городке Нестеров (немецкий Шталуппенен). Высыпаться нам толком не удавалось, но мы не унывали, а коротали время под бесконечный стук колес за разговорами о том и о сем.
Улыбчивые российские пограничники посмотрели наши российские паспорта и пожелали нам счастливого пути. Нам оставалось совсем немного до Калининграда, так как этот самый западный регион России есть самый маленький субъект РФ и по сути является эксклавом (по типу византийского экзархата — внешнего владения). Ну или анклавом, как некоторые любят называть осколок суши, оторванный от остальной части сухопутными или морскими границами.
На самом деле Калининградская область (бывшая Восточная Пруссия) – это уникальный по российским меркам регион. Несмотря на свои скромные размеры, этот субъект РФ очень богат на памятники старины, наличие их здесь очень и очень велико, особенно в самом областном центре. Вот я о нем и подробно и расскажу вам, дорогие читатели.
На фотографии вы видите копию-макет Калининграда, точней исторического Кенигсберга, когда он во времена Канта и фон Бисмарка переживал период своего рассвета. Этот макет находится в знаменитом кафедральном соборе Кенигсберга, который находится на острове Канта (бывший остров Кнайпхоф). Это самое популярное место среди туристов, толпами прибывающих из других регионов России и даже из других стран в этот благословенный уголок земли в Балтике.
Так вот, теплым сентябрьским днем 2021 года новой эры, в день моего приезда в Калининград, разместившись в хостеле и наскоро поев, я направил свои стопы в эту историческую часть города на реке Преголе, которая делит его почти пополам. Остров Канта как раз находится почти в самом центре старинных кварталов замечательного города, бывшего когда то одним из самых важных торговых городов Немецкой (Балтийской или Северной) Ганзы, о которой я уже имел счастье написать блог под названием “Вроцлав – город Ганзы”.
Приятный теплый вечер, но еще не стемнело. Над рекой Преголя, что неспешно несет свои воды в Балтику, летают с пронзительными криками чайки – предвестники морских просторов. Туристов на острове Канта много, не так, как летом, когда был небывалый туристический бум, но все же достаточно. С торговых лавок идет приятный, щекочущий ноздри запах от местных сладостей, вроде немецких кренделей или еще чего-нибудь. Собор высится, освещаясь иллюминантным светом над всеми постройками города и растительностью на острове, подобно красочному строению из немецких сказок Амадея Гофмана или Вильгельма Гауфа. До чего же хорошо! Идиллия! А этот макет, сказать по правде, я увидел, будучи в кафедральном соборе в другой день, когда был сильный дождь. Купив билет в кассе, немного протолкнувшись среди других неугомонных туристов, я направился к главным дверям собора и напялив медицинскую маску, поднялся по крутым ступенькам наверх, в музей.
А надо сказать, что история славного града Кенигсберга не такая уж идиллическая, каковой оказалась погода в мой первый день пребывания здесь. Более того, судьба Кенигсберга напоминала корабль, плывущий то в штиль, то в шторм, но, в финальном итоге, конец города оказался весьма трагическим. Но обо всем по порядку.
Кенигсберг (Konigsberg) находится в устье реки Преголя (Прегель), в 7 километрах от залива Фришесс Гафф (современный Калининградский залив). В далеком 1254 году новой эры король чешских земель Оттокар II из династии Пржемысловичей откликнулся на призыв к крестовому походу против языческих племен Прибалтики и устремился на подмогу в замок Бальга. В большом замке чешского монарха ждал его хозяин — Отто Бранденбургский, который принял гостя с подобающими почестями. И в январе уже следующего года (1255) крестоносцы выступили в поход и на высоком берегу замерзшей реки Прегель узрели мощные оборонительные стены прусской крепости Твангсте, которую прозывали из-за растущего здесь на возвышении густого леса.
Как и бывает обычно, лучше вооруженные и дисциплинированные рыцари Ордена разбили языческие орды пруссов, и почти все из немногих оставшихся в живых либо приняли христианство, либо бежали на восток, в языческую Литву. И осталось от древних племен Земландского края имя этой земле – Пруссия. А торжествующие победители приказали заложить в устье реки, на месте сожженной крепости Твангсте замок и назвали его Кенигсберг (Королевская гора). А был среди новых хозяев этой земли и гроссмейстер рыцарского ордена Поппо фон Остерн.
Вся территория в долине реки Прегель была удобной для охраны, так как имела естественные границы – смешанные леса с холмами и реки, а также побережье Балтики с песчаными дюнами.
Магистр ордена пригласил в новое поселение, что образовалось рядом с замком, колонистов из разных земель. Так в 1270 году новой эры было положено начало первому поселению немцев на прусских землях, которое стало называться Альтштадт (“Старый город”). Позже, а именно в 1286 году новой эры поселок Альтштадт, населенный в основном выходцами из родовой аристократии и возникший между замком и рекой, получил от Ордена городские права. А ровно в 1300 году новой эры чуть восточней замка, вдоль ручья Лебебах, который потом пришлось запрудить в целях обороны, был основано поселение ремесленников, земледельцев и пивоваров – Лебенихт, который сразу же приобрел права, присущие каждому средневековому городу Европы.
И, наконец, на острове, о котором я уже упоминал в связи с Кафедральным собором, был заложен поселок Кнайпхоф, который присоединился к городскому праву сразу же после основания в 1327 году новой эры. Новое поселение на острове стало излюбленным местом проживания для купцов и биржевых дельцов. И что очень интересно, долгое время каждых из этих поселков имел свою собственную систему управления и судопроизводства, а также религиозные учреждения и свою торговлю. А нередко жители из этих трех “прародителей” современного Калининграда враждовали друг с другом.
В 1339 году новой эры началась новая, замечательная эпоха вообще в истории Восточной Пруссии -поселения вокруг замка Кенигсберг вошли в знаменитую немецкую (балтийскую) Ганзу (Hansa – с нем. на русский означает “товарищество”). Уже в середине XIV века все три города построили свои довольно мощные стены, и в пределах каждого из них находились собственные атрибуты городской инфраструктуры: ратуши, пожарные каланчи, склады, гавани, гарнизоны, а также свое собственное городское ополчение. В те времена бытовала поговорка, да и песни об этом слагали: “Альтштадту – власть, Кнайпхофу – роскошь, Лебенихту – земля…”
Между тремя городами возникали мелкие стычки вот по какой причине: прежде всего потому, что Альтштадт претендовал на господство над округой, а Кнайпхоф мешал этому – выставлял стражу для контроля за путями на юг, на который устремлялись купцы из Альтштадта.
В 1457 году новой эры произошло еще одно знаменательное событие в истории Восточной Пруссии – резиденция великого магистра была перенесена из Мариенбурга (современный Мальборк в Польше) в замок Кенигсберг, вокруг которого три вышеназванных поселения все более и более разрастались. В 1525 году новой эры наследственным герцогом Пруссии стал Альбрехт из династии Бранденбургов, после которого в 1544 году новой эры (17 августа) свои двери для учеников открыла академия – Альбертина, впоследствии – университет.
Развитие Восточной Пруссии того времени шло по восходящей линии: и раннее здесь на побережье в больших масштабах добывали янтарь, а в 1641 году новой эры была открыта первая янтарная мастерская. В 1647 году новой эры (7 мая) в Восточную Пруссию прибыло Великое посольство из Москвы во главе с самим юным царем Петром Алексеевичем, который проживал здесь инкогнито.
А в начале XVIII столетия замок Кенигсберг с округой накрыла страшная напасть – эпидемия чумы, от которой скончалось много людей, по оценкам – около 1/3 населения.
И, наконец, в 1724 году, по приказу короля Фридриха Вильгельма I три поселения – Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф, — окончательно заинтересованных в преодолении многовековой междоусобной брани, объединили в одну городскую черту Кенигсберга, на гербе которого теперь красовались его три района и мосты через реку Прегель. И как необычайное совпадение: именно в этот год (22 апреля) родился знаменитый уроженец Кенигсберга философ и профессор университета Альбертина Иммануил Кант.
А 11 января 1758 года новой эры в город вошли русские войска, которые заняли всю Восточную Пруссию после разгрома ими армии Фридриха II Великого. Жители города были вынуждены принять присягу “на верность и покорность русскому правительству”. К слову, генерал-губернатором Восточной Пруссии за это недолгое время был тогда Василий Суворов — отец будущего великого фельдмаршала Александра Суворова, победителя во многих и многих сражениях. Но в 1762 году новой эры, уже после смерти Елизаветы Петровны плоды побед русского оружия пришлось отдать обратно – русские войска, повинуясь приказу нового императора Петра III, оставили Кенигсберг. Времена шли – город принимал в свои стены то одних, то других победителей: в 1806 году новой эры после потери Берлина столицей Восточной Пруссии стал именно Кенигсберг. Здесь, в прибалтийских землях проходили сражения наполеоновских войск с армиями других ведущих держав Европы.
И, наконец, как логическое завершение: в 1871 году новой эры Кенигсберг вошел в состав объединенной Германии (Германской империи), потом стал частью Третьего рейха, при котором ему пришлось пережить самые ужасные разрушения и потери в кровавой бойне между нацисткой Германией и советской Россией. В августе 1944 года новой эры свою лепту в разрушение внесла и британская авиация – сильно пострадал зоопарк, один из крупнейших в Европе того времени, погибли многие виды животных и птиц. Кроме того, был сильно разрушен древний замок чешского короля Оттокара II.
Все здания на острове Кнайпхоф были разрушены, за исключением кафедрального собора Канта, который почти не пострадал (!). А потом сюда вновь пришли войска из России – история повторилась, но уже надолго. По решению Ялтинской конференции в феврале 1945 года новой эры Кенигсберг после капитуляции Гитлера было решено передать в качестве компенсации СССР. И вот, в апреле 1945 года новой эры советская армия под командованием маршала Александра Василевского, главнокомандующего 3-им Белорусским фронтом, взяла город в клещи. После падения последнего оплота обороны Кенигсберга – форта № 5 (“Фридриха Вильгельма III”), что на северо-западе города, Отто Ляш, комендант города принял решение о капитуляции. После этого павший город завершил свою славную историю как часть ганзейских городов, потом Пруссии и Германской империи. Отныне, с 1946 года новой эры город сменил свое название на Калининград, а Восточная Пруссия стала Калининградской областью в составе СССР, а потом и РФ.
И еще пару слов. На обратном пути на поезде от Калининграда до Москвы у меня не было особых сюрпризов с пограничниками. Единственное, что я хочу отметить: на выезде из территории РФ в Литву через Кибартай симпатичная женщина из российской погранслужбы, улыбаясь спросила нас, как мы отдохнули в Калининграде. Я кивнул ей, и тут она более серьезно намекнула, есть ли у нас с собой запасы янтаря. Речь шла о контрабандном товаре. Я хотел ей сказать, что везу лишь сувениры из янтаря, но она уже поняла, что я всего лишь турист, а не контрабандист. Так что, возьмите на заметку, друзья мои: янтаря в больших количества через таможню провозить запрещено! И еще напоследок для туристов, которые хотят посетить регион в ближайшее время: в Калининградской области строгие санитарные правила, и у туристов из других регионов РФ даже иногда требуют справку о вакцинации от Covid-19. Так что имейте в виду. До новых встреч!
Литература:
- Ю. Чернышев. Путешествие по Кенигсбергу.
- Калининградская область. Русский гид ПОЛИГЛОТ. Издательство “АЯКС-ПРЕСС ”, М., 2021.